Закладка крепости Санктъ-Питербурхъ

Опубликовано: Февраль 12, 2011

Утратив земли, лежащие близ Ладожского озера, Россия оказалась отрезанной от моря. Возвращение этого края было жизненно необходимо для развития русского государства. Чтобы пробить России дорогу к Балтийскому морю, надо было построить флот и отвоевать у шведов захваченную ими Неву. В начале 1702 года на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, русские корабельные мастера, по приказу Петра I, стали закладывать суда. А в августе того же года Иван Тыртов, командовавший новой русской флотилией, выгнал шведскую флотилию из Ладожского озера. Шведы Невой и Финским заливом ушли в Выборг. Не прошло и двух месяцев, как петровские войска овладели Нотебургом. Старый русский Орешек был возвращен законным его хозяевам.

В честь этой знаменательной победы, открывшей русским путь в Неву, Петр приказал выбить медаль с надписью: «Был у неприятеля 90 лет». Петр переименовал Нотебург в Шлиссельбург — ключ-город,— справедливо считая, что крепость явится тем ключом, который должен отворить нам выход Невою, в море. Ранней весной 1703 года, едва только сошел лед, русские войска на кораблях и в пешем строю двинулись вниз по Неве и вскоре появились у крепости Ниеншанц. Ниеншанц пал быстро. 30 апреля русские из мортир начали обстрел укреплений, и 1 мая шведы, не выдержав губительного огня, сдались.

Чтобы закрепить победу, Петр велел немедля строить в устье Невы новую крепость. Местом постройки выбрали островок в дельте, который финны называли Заячьим, а шведы — Веселым островом. Сохранился документ, в котором о закладке крепости рассказывается так: По взятии Канец (Ниеншанца) отправлен воинский совет, то ли шанец крепить или иное место удобнее искать (понеже оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать нового места, и по несколько днях найдено к тому удобное место остров, который назывался Люст-Еланд (т. е. Веселый остров), где в 16 день маня (в неделю пятидесятницы) крепость заложена и именована Санктпетербург… Петр на закладке крепости не был. Он в это время находился на Сяси, где продолжали строить суда. Крепость, заложенная на Веселом острове, стала называться потом Петропавловской.

А день ее закладки — 16 мая — принято считать днем рождения города. Петр знал, что шведский король Карл XII не примирится так легко с потерей Невы, и принялся спешно укреплять ее дельту. Не левом берегу Невы, наискосок от Веселого острова, по собственноручному рисунку Петра начали строить Адмиралтейскую верфь. Она должна была служить и базой для создания на Балтике мощного русского флота и крепостью. Место выбрали таким образом, чтобы в случае нападения неприятеля верфь могла не только сама обороняться, но и получать подмогу огнем со стороны Петропавловской крепости. В течение последующих лет шведы не раз пробовали вновь захватить невские берега. Но из этого ничего не вышло. В 1709 году под Полтавой Петр наголову разбил армию Карла XII. В следующем году русские взяли Выборг. Россия прочно утвердилась на Балтийском море.

В 1712 году Петербург стал столицей русского государства. С этого года строительство в невской дельте приняло еще больший размах. Петербург застраивался по плану. Правда, планы не раз менялись и нередко нарушались как при Петре, так и, особенно, после него. Но хорошая основа, заложенная с самого начала, благотворно сказывалась во все последующие времена. Петр сам руководил постройкой столицы, вникая во все мелочи. Царь видел в своем воображении каналы, прорезающие острова, каменные здания на прямых улицах и берегах водных протоков. Он воздвигал столицу, достойную великой державы, отныне прочно утвердившейся на море.

Маленький островок, на котором в мае 1703 рода заложили Петропавловскую крепость, отделен узкой полоской воды от обширного Березового острова. После основания Петербурга Березовый остров наименовали Городским. Здесь и возник первый центр города. Впоследствии Городской остров еще дважды менял название: стал Петербургским, а затем Петроградским. Вместе с тремя другими островами — Аптекарским, Петровским и Заячьим — он составляет сейчас Петроградскую сторону. На южной оконечности Городского острова, в районе теперешнего Троицкого моста, возник порт и была разбита площадь с Гостиным двором, складами, амбарами. Уже в первый год существования города, осенью 1703 года, на площади заложили деревянный Троицкий собор. По имени собора и площадь назвали Троицкой.

Неподалеку от площади, на берегу Невы, для Петра срубили простой деревянный домик. Он и сейчас стоит на том же месте, укрытый каменным футляром и обсаженный высокими деревьями. Домик-музей Петра Первого — единственное деревянное здание той эпохи, дожившее до наших дней. Но Городской остров так и не стал центром нового города. Вскоре строительство на этом острове стало сокращаться. Вторым большим островом, который стал застраиваться в первые годы существования города, был Васильевский. Омываемый с юга и севера самыми широкими протоками невской дельты, Большой Невой и Малой Невой, а с запада водами залива, Васильевский остров представлялся удобным для создания порта и нового регулярного города.

Петр Первый поручил составление плана застройки Васильевского острова архитектору Доменико Трезини, итальянцу, приехавшему в l703 году, по приглашению царя, в Россию. Трезини оказался настоящим мастером своего дела. Тому свидетельство — его постройки, украшающие город. и поныне: Петропавловский собор, университет (здание 12 коллегий), летний дворец Петра Первого на берегу Фонтанки в Летнем саду. В первый период существования Петербурга Трезини был руководителем всех строительных работ, которые велись в городе.

Проект планировки Васильевского острова, составленный Трезини, был частично осуществлен. Васильевский остров до наших дней сохранил планировку петровского времени — в виде прямоугольной пронумерованной сетки улиц-линий. При этом каждая сторона улицы имеет свой номер. Линии Васильевского острова были при Петре просеками в густом лесу. На месте просек создавались каналы. Но центром города Васильевскому острову не суждено было стать. Жизнь выдвигала свой план. Центр города стал перемещаться на левый берег Невы: сюда подходили дороги из Москвы, отсюда удобнее было связываться со страной.