Рост и застройка Петербурга к 60-м годам XVIII века

Опубликовано: Март 22, 2011

Город рос преимущественно на юго-восток. К шестидесятым годам XVIII века границы Петербурга доходили до Фонтанки. За городской чертой застраивался Петергофский тракт. Оживлялись понемногу и северные части города. На Васильевском острове прямоугольная сетка линий растянулась почти до Галерной гавани. Большие перемены произошли во второй половине XVIII столетия в центре города. Освободился от лесов Зимний дворец. Оделись в гранит Петропавловская крепость и набережные левого берега Невы. Вознесся на гранитной скале Медный всадник. Появилась решетка Летнего сада. Близ Марсова поля вырос Мраморный дворец, а невдалеке от Смольного собора—Таврический дворец. На Васильевском острове по берегу Большой Невы, укрепленному еще деревянными сваями, встали здания Академии наук и Академии художеств. Улицы Петербурга застроились двух – и трехэтажными каменными домами.

В ту же эпоху велось большое строительство в пригородных царских резиденциях. В Царском Селе, в Павловске и Гатчине один за другим вырастали дворцовые ансамбли, разбивались парки. Во второй половине XVIII века вновь меняется облик зданий. Стиль барокко постепенно заменяется классицизмом. Различие этих стилей можно установить на примере двух дворцов — Зимнего и Таврического. Зимний дворец, построенный В. В. Растрелли в 1754—1762 годах поражает нас пышностью форм и многообразием декоративного убранства. На фасаде множество скульптурных деталей. Даже на крыше расставлены статуи и вазы. Трудно найти на фасаде гигантского дворца прямую линию: все причудливо изогнуто, везде вы видите закругления, плавные переходы.

Таврический дворец, воздвигнутый по проекту одного из крупнейших мастеров русского-классицизма — Ивана Егоровича Старова, строился позднее. В архитектуре этого здания уже нет никаких следов барокко — господствуют прямые строгие линии. Гладкие стены ничем не украшены, отсутствуют даже наличники окон. Лишь центр здания выделен колоннадой. Строгая красота, уравновешенность и спокойствие архитектуры — основные признаки классицизма. Классицизм (от латинского classicus — первоклассный, образцовый) возник в европейском искусстве еще в XVII веке, когда художники в поисках новых форм обратились к древнегреческим и древнеримским образцам. Новое течение завоевало господство в литературе, и в изобразительном искусстве, и в архитектуре, и в театре. Петербург XVIII века стал центром русского классицизма. Здесь жили и творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин— представители классицизма в русской литературе. В архитектуре русский классицизм продолжал господствовать еще и в первой половине XIX века, когда он достиг своего завершения.