Век XIX. Перемены в Петербурге

Опубликовано: Апрель 14, 2011

На втором веку своей жизни Петербург стал расти еще быстрее. К середине девятнадцатого столетия в городе на Неве числилось, уже более полумиллиона жителей. В эту эпоху получили свое завершение те площади, проспекты, улицы, которые создали Петербургу славу одного из прекраснейших городов мира. Парадный центр столицы стал таким, каким мы видим его и сейчас. Перемены, происшедшие в городе за последующие сто с лишним лет, мало коснулись главных площадей, Невского проспекта, набережных Большой Невы. Начало века ознаменовалось постройкой Михайловского замка, впоследствии переименованного в Инженерный. Первоначальный проект замка принадлежал гениальному русскому зодчему — Василию Ивановичу Баженову. Строил же здание Викентий Францевич Бренна архитектор и художник-декоратор, итальянец по происхождению. Вскоре Тома де Томон возвел на Стрелке Васильевского острова Биржу; Андреян Дмитриевич Захаров создал Адмиралтейство; Андрей Никифорович Воронихин воздвиг Казанский собор Горный институт; Джакомо Кваренги — Смольный институт и Конногвардейский манеж.

В двадцатые и тридцатые годы XIX века на площадях и на улицах столицы появились творения Карла Ивановича Росси: Михайловский дворец (теперь Русский музей), Главный штаб, Александринский театр. Наконец, позднее, в пятидесятые годы, была завершена постройка Исаакиевского собора, возведенного по проекту Огюста Монферрана.

Присматриваясь к сооружениям первой трети XIX века, мы можем заметить, что выдающиеся зодчие, застраивавшие центр Петербурга, стремились к созданию ансамблей. Это главная и самая: замечательная особенность архитектуры того времени. Французское слово ensemble означает единство, совокупность. Вообще же под этим термином понимают взаимную согласованность, стройное целое. Ансамбль в архитектуре —это совокупность зданий; образующих единую систему, композиционно воспринимаемых как неразрывное целое. Классическим образцом такого ансамбля является Александрийский театр (ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина) с прилегающей к нему улицей и домами, построенными Росси. Но ансамбль может быть создан и не одним, а несколькими, даже многими зодчими.