Городское хозяйство. Холерные бунты

Опубликовано: Апрель 28, 2011

Водопровод в Петербурге появился лишь во второй половине XIX века. До того жители брали воду из рек и каналов или из колодцев. Были и водокачки, где воду поднимали ручными насосами. Их называли водоливными машинами. Из водокачек вода отпускалась за деньги. Не все могли платить 7 рублей серебром за годовой билет, дававший право брать воду из водоливной машины. Многие пользовались водой сильно загрязненных каналов и рек. Неудивительно, что в прошлом веке в столице часто вспыхивали эпидемии. Особенно часто посещала Петербург холера, уносившая тысячи людей. Крупная эпидемия холеры, охватившая за несколько дней весь город, вспыхнула в столице летом 1831 года.

С этой эпидемией связан знаменитый холерный бунт, происшедший в июне того года на Сенной площади, где помещалась центральная холерная больница. Началось с того, что толпа остановила карету, в которой везли холерных больных. Карету разнесли в щепы, а больных отпустили. Возмущение толпы выражало недоверие, простого народа к властям и к тогдашней медицине.

Чтобы усмирить бунт, Николай Первый вынужден был оцепить площадь двумя полками войск… Важным событием в области благоустройства было появление газовых фонарей в столице. В 1839 году газовые огни зажглись на Дворцовой площади, на Невском, на Миллионной, Большой и Малой Морской улицах. Но газовое освещение оказалось очень дорогим, и спустя десять лет стали применять более дешевые — спиртово-скипидарные фонари.

Петербургские улицы мостили главным образом булыжником. Чтобы устранить шум и тряску при езде, по булыжным мостовым настилали иногда широкие деревянные рельсы для колес экипажей. В тридцатые годы XIX века в Петербурге появилась первая торцовая мостовая. Торцы — это шестигранные деревянные шашки, которые устанавливаются стоймя на прочное ровное основание, образуя мягкий, заглушающий цокот копыт уличный—паркет. Торцовые мостовые просуществовали сто лет и были заменены уже в годы советской власти асфальтом. В столице продолжалось усиленное строительство мостов.

В 1837 году их насчитывалось в городе уже 151. Были мосты наплавные, были постоянные каменные, чугунные и деревянные. На Мойке и Екатерининском канале появились пешеходные цепные мостики. В 1842 году началось строительство первого постоянного моста через Неву, соединившего Васильевский остров с Благовещенской площадью (ныне площадь Труда). Через восемь лет мост был готов. Назывался он вначале Благовещенским, потом был переименован в Николаевский. Но, в сущности, это уже другой мост, полностью перестроенный в тридцатые годы нашего столетия. Кроме мостов, в Петербурге действовало много перевозов. Только через Неву перевозили в двенадцати местах. За переправу через Неву брали 4 копейки, через каналы и речки — 1 копейку.

В 1837 году открылась первая в России железная дорога Петербург — Царское Село. Паровые поезда ходили по этой дороге сначала только в воскресные дни. По будням же вместо паровоза в поезд впрягали лошадей! Целиком на паровую тягу дорогу перевели весною 1838 года.