Площадь Островского. Карл Росси

Опубликовано: Июль 23, 2011

Прямо по оси Малой Садовой улицы, на противоположной стороне Невского, разбит сквер. В центре его — памятник Екатерине II. Дальше, в глубине, увенчанное колесницей Аполлона здание Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (бывший Александрийский театр). Справа — длинный фасад Публичной библиотеки. Слева два небольших изящных павильона, воздвигнутые на территории уже знакомого нам Сада отдыха. Театр, Публичная библиотека, сквер с памятником и павильоны образуют площадь Островского (прежде Александрийская). Это один из самых замечательных архитектурных ансамблей нашего города. Обратимся этому ансамблю и к его творцу — зодчему Росси.

Карл Иванович Росси родился в 1775 году в России. Будущий зодчий рос и воспитывался в атмосфере искусства. Мать его, Гертруда Росси, была прима-балериной балетной труппы императорских театров, которая давала спектакли в Петербурге и загородных царских резиденциях. Росси провел свое детство в Павловске, где выступала его мать. Оно сложилось на редкость счастливо. Мальчик проводил все дни в лесу, на аллеях только что заложенного парка или на дворцовых постройках, где работали замечательные мастера. На его глазах завершалась отделка знаменитого Павловского дворца.

В Павловске, очевидно, окончательно определилась судьба Росси. Карл поступил в учение к известному художнику-декоратору и архитектору — В. Ф. Бренна. Вместе с учителем Росси работал впоследствии на постройке Михайловского замка в Петербурге. Молодой Росси ездил учиться и в Италию.

Он выказал такие блестящие способности и познания, что Флорентийская академия присудила ему звание профессора первого класса. Вернувшись в Россию, Росси представил проект переустройства набережной в Петербурге у Адмиралтейства, которая тогда, в начале XIX века, была еще занята мастерскими верфи и перерезана каналами. Проект не дошел до нас, но, судя по сохранившемуся описанию и смете, он был грандиозен и смел. Проект Росси отвергли. Зодчий, не имея архитектурных заказов, исполнял на фарфоровом заводе рисунки для ваз. Затем Росси работал некоторое время в Московском Кремле и в Твери. В 1815 году зодчего пригласили в Петербург, где он стал главным архитектором Комитета строений и гидравлических работ.

Комитет регулировал всю застройку столицы. В последующие годы Росси создал в Петербурге ансамбли, которые придали центру столицы завершенность. Тот ансамбль, с которым мы сейчас знакомимся, — наиболее совершеннее—творение великого зодчего. В отличие от многих других архитекторов, которые ограничивались постройкой одного здания, не думая об окружающем, Росси всегда стремился к созданию цельных, подчиненных единому замыслу ансамблей – площадей, улиц и кварталов.