Михайловский дворец

Опубликовано: Сентябрь 6, 2011

Кроме садовых насаждений, были тут оранжереи, парники и разные хозяйственные постройки. Огородом ведала царица Екатерина; ей Петр подарил всю эту землю. При Елизавете Петровне огород расширили и перепланировали, наименовав Третьим Летним садом. На месте парников появились пруды, лабиринт из зелени, посадки яблони и клена. При Павле I территория будущей площади вновь была занята парниками, оранжереями и теплицами. В 1817 году Росси поручили возвести дворец с усадьбой для великого князя Михаила Павловича, брата Александра I. По первоначальному проекту усадьба великого князя должна была размещаться напротив Исаакия, где позже возвели Мариинский дворец. Потом передумали и стали подыскивать место на Садовой улице. Наконец при дворе приняли окончательно третий из разработанных Росси вариантов — расположить великокняжескую усадьбу между Невским проспектом и Марсовым полем.

За шесть лет —с 1819 по 1825 годы — Росси построил здание Михайловского дворца с его чудесной коринфской колоннадой. Второй фасад дворца зодчий вывел в сад, который протянулся до самой Мойки и образовал южную границу Марсова поля.

В Конце XIX века Михайловский дворец был превращен в Русский музей. Позднее к нему пристроили с боков два корпуса. Первый из них, прилегающий к Садовой улице, сооружен архитектором В. Ф. Свиньиным в 1902—1911 годах на месте боковых флигелей дворца. Здесь размещены богатые коллекции Государственного музея этнографии народов СССР. Надо отметить, что Свиньин своей неудачной постройкой сильно исказил ансамбль.
Второй корпус, выходящий фасадом на канал Грибоедова, возведен по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в 1914—1916 годах. В нем размещается теперь современный отдел Русского музея. В 1958 году советская общественность отметила 60-летие Русского музея. Наряду с Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереей в Москве Русский музей является одним из крупнейших художественных центров. Это подлинная сокровищница русского национального искусства. В собраниях музея — около 250 тысяч картин, скульптур, рисунков и других предметов искусства.

В музее 120 залов. Здесь можно увидеть работы гениального древнерусского живописца Андрея Рублева, портреты, созданные Левицким, Кипренским, Репиным и Серовым, полотна Сурикова и Врубеля, творения крупнейших советских художников — Грекова, Нестерова, Рылова, Пластова, Петрова-Водкина. Русский музей посещает больше полумиллиона человек в год. А теперь обратимся к Росси и к истории застройки площади Искусств. Карл Иванович Росси не хотел ограничиваться постройкой Михайловского дворца. Он стремился преобразовать весь участок между Невским проспектом и Марсовым полем. И многое зодчему удалось сделать.

О размахе работ, предпринятых Росси, можно судить по тому, что он проложил заново три улицы: Инженерную, соединяющую канал Грибоедова с Фонтанкой, Михайловскую, связавшую дворцовую усадьбу с Невским, и отрезок Садовой. Эта улица раньше доходила только до Итальянской, а Росси продлил ее до Марсова поля.