Казанский собор

Опубликовано: Октябрь 4, 2011

Перейдем на другую сторону Невского и присядем на скамейке в скверике. Перед нами одно из самых замечательных творений русской классической архитектуры — Казанский собор. Создатель этого собора — гениальный русский зодчий профессор архитектуры и академик перспективной живописи Андрей Никифорович Воронихин — до двадцати семи лет числился дворовым человеком екатерининского вельможи графа А. С. Строганова. Граф дал вольную своему крепостному, когда Воронихин уже проявил себя как одаренный художник. Воронихин родился на Каме, в пермской вотчине Строгановых. Еще мальчиком будущий зодчий обнаружил страсть к рисованию. Позднее юноша Воронихин в Москве учился у великих русских зодчих — Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова. Затем он ездил за границу. Там он знакомился с лучшими творениями мирового зодчества, много читал, изучал строительную механику и живопись. В начале девяностых годов Воронихин вернулся в Петербург. Началась пора кипучей творческой деятельности. Он строил здания и писал картины. В 1797 году Совет Академии художеств присудил ему звание академика перспективной живописи за картину, на которой Воронихин изобразил построенную им дачу Строганова на Черной речке в Петербурге. В 1802 году Воронихину присвоили звание профессора архитектуры. Это было через год после закладки Казанского собора. … Трудная задача была задана тогда Воронихину. Вот мы стоим у фонтана в скверике и любуемся легкой, стройной колоннадой собора. Словно крылья раскрыл собор, и концы этих крыльев обращены к Невскому. А ведь главный вход в собор вовсе не тут; здание поставлено боком к Невскому. Именно так… Обойдите собор вокруг. Вот на западной стороне решетка, ограждающая маленький скверик. Полюбуйтесь ею; она создана по рисунку Воронихина и представляет собой замечательное произведение искусства. Против решетки — главный вход в собор. Почему здесь? Дело в том, что по религиозным канонам алтарь храма должен быть непременно обращен на восток. Значит, главный вход, находящийся против алтаря, надо выводить на запад. Но Воронихин был не только архитектором, а еще и градостроителем. Он заботился не просто о красоте своего здания, а думал об окружающем. Выходило, что на север, в сторону Невского надо выводить боковой фасад собора. Но тогда, решил зодчий, надо выполнить фасад так, чтобы он не казался боковым, второстепенным. Он закрыл невский корпус мощными колоннадами и портиком. Такие же колоннады Воронихин проектировал и с противоположной, южной стороны. Но их, как видите, в натуре нет. Построить южные колоннады помешала Отечественная война 1812 года. Выйдем снова на Невский и еще раз оглядим собор. Стройные колонны коринфского ордера, огромные окна, легкий купол на высоком барабане — все это создает ощущение необычайной легкости всей постройки. А собор вовсе не мал: высота его — около семидесяти метров, длина внутри — тоже около семидесяти метров, поперечник— 55 метров. Собор облицован снаружи пудожским камнем, добытым вблизи Петербурга. Из этого же камня высечены наружные колонны и сделаны капители. Лучшие русские ваятели той эпохи украсили создание Воронихина скульптурой. Бронзовые статуи у входа сделали И. К. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев. После разгрома наполеоновских войск новый собор превратился в своеобразный памятник побед русского оружия. В нем были собраны трофейные знамена, ключи от городов, взятых русской армией, жезлы пленных маршалов. Впоследствии эти трофеи были перевезены в Москву. В 1813 году в соборе был погребен прах великого русского полководца— М. И. Кутузова. В 1837 году перед собором установили памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Оба памятника выполнены по проектам скульптора Б. И. Орловского, при участии архитектора В. П. Стасова. Сквер на площади перед Казанским собором разбит в 1900 году. Полицейские власти при этом преследовали цель — затруднить устройство революционных митингов, центром которых площадь служила, начиная с семидесятых годов прошлого века. Но это мало помогло. Студенческие сходки и митинги в этом месте продолжались. Только в 1901 году перед собором были устроены три революционные демонстрации.