Малая Конюшенная и Большая Конюшенная. ДЛТ

Опубликовано: Октябрь 9, 2011

От Казанского собора до Адмиралтейства, где берет начало Невский, — рукой подать, всего одна троллейбусная остановка. Но мы пройдем и этот кусочек не спеша, тут много зданий, представляющих для нас интерес. На четной стороне, между каналом Грибоедова и Мойкой, к Невскому примыкают две улицы — Малая Конюшенная и Большая Конюшенная. На обеих улицах — бульвары, привлекающие и летом и зимой множество детворы. Бульвар на улице Большая Конюшенная еще совсем молодой— липки высажены сюда из питомника в послевоенные годы. Между улицами Малая Конюшенная и Большая Конюшенная, в глубине небольшого сквера расположена лютеранская церковь, построенная в тридцатые годы прошлого века архитектором А. П. Брюлловым, младшим братом известного живописца — Карла Брюллова. В доме 22 по Невскому, что на углу улицы Большая Конюшенная, рядом с церковью, помещалась книжная лавка известного петербургского издателя и книгопродавца Н. Ф. Смирдина. В первой половине прошлого века эта лавка и библиотека при ней играли роль литературного клуба. В лавке часто бывал А. С. Пушкин. На другой, нечетной стороне Невского — интересный образец архитектуры начала XX века, дом 21. Здание построено в 1912 году архитектором М. С. Лялевичем для крупного меховщика Мертенса и удачно замыкает перспективу улицы Большая Конюшенная. Обратите внимание на громадные застекленные арки, которые выведены архитектором на высоту трех этажей. Теперь в этом здании — Дом моделей. На улице Большая Конюшенная, невдалеке от Невского, еще одно здание начала XX века. Это бывший магазин Гвардейского Экономического общества, построенный архитектором Э. Ф. Виррихом в 1909 году. Теперь здесь один из лучших в стране универмагов — Дом Санкт-Петербургской торговли. Мы дошли до угла Невского и Мойки. Тут на четной стороне стоит дом голландской церкви, построенный архитектором Павлом Жако в 1836 году. Мы уже насчитали, таким образом, четыре иноверческих церкви на небольшом участке от Садовой до Мойки: армянскую, католическую, лютеранскую и голландскую. Удивляться такому изобилию и разнообразию храмов не приходится: в царской столице всегда жило множество иностранцев, которые держали в своих руках значительную часть торговли, заводы, фабрики. На другой стороне Невского, на углу Мойки, — прекрасное творение В. В. Растрелли — дворец Строганова, того самого барона, а затем графа Строганова, у которого А. Н. Воронихин был крепостным. Дворец хорошо сохранил свой первоначальный внешний вид. Оба фасада здания, выходящие на Невский и на Мойку, декорированы колоннами, сгруппированными в центре. Колонны окрашены в белый цвет и очень эффектно выделяются на фоне зеленых стен. Богатое скульптурное убранство, характерное для барокко, придает дворцу праздничный, жизнерадостный вид. Не следует, впрочем, забывать, что дворец за два века (постройка закончена в 1754 году) изменил свои пропорции, став значительно ниже. Это, конечно, не значит, что здание ушло в землю, как иногда говорят о старинных сооружениях. Просто за эти двести лет при мощении улицы все подсыпали и подсыпали землю. В результате культурный слой на Невском и на Мойке вырос больше чем на метр, и первый этаж дворца стал очень низким.