Архитектура Адмиралтейства

Опубликовано: Ноябрь 15, 2011

Давайте теперь присмотримся к творению Захарова. Оно перед нами. Если поглядеть на Адмиралтейство сверху, то в плане оно представляется нам в виде двух гигантских букв П, вписанных одна в другую. Перекладина этого П, представляющая главный фасад здания, растянута в длину на 409 метров. Боковые фасады — ножки огромной буквы, — выходящие к Неве торцами, значительно короче — по 163 метра. Планируя здание, Захаров стремился сохранить возможно более полно коробовские корпуса. Устройство же двойных корпусов диктовалось производственной необходимостью: во внутреннем П строили и ремонтировали суда, во внешнем размещались служебные и парадные аппартаменты. Во внутренний двор, что между корпусами, были проведены каналы. Они проходили под арками двух чудесных, неповторимых по изяществу павильонов, выведенных к Неве. Этими павильонами Захаров прикрыл торцы боковых фасадов. Но как сделать, чтобы низкие корпуса такой длины не выглядели скучными, монотонными? Захаров решил эту задачу с гениальной простотой. Зодчий расчленил гигантский фасад на три части. В центре здания вы видите массивный куб, увенчанный легкой башней с золотым шпилем. Симметричные крылья здания украшены каждый тремя портиками: одним двенадцатиколонным и двумя шести колонными. Такие же три портика мы видим и на боковых фасадах, выходящих к Зимнему дворцу и площади Декабристов.

Сочетание портиков, центрального куба и гладких стен, отлично найденные пропорции всех частей создают замечательный художественный эффект. Здание торжественно, монументально, величественно, но вместе с этим удивительно изящно. Таково впечатление от здания в целом. Вернемся теперь к центру сооружения и рассмотрим его повнимательнее.

Куб, прорезанный триумфальной аркой, служит устоем для башни. Башня также решена в виде куба, меньшего объема, чем нижний, и окружена ионической колоннадой. Выше — фонарик и над ним золоченая игла, увенчанная яблоком и золотым корабликом, который служит флюгером. Замечательно, что форма и размеры яблока и кораблика остались такими же, какими были при Петре Первом. Захаров сохранил башню со шпилем в основе такой, какой она сложилась при Коробове. Он лишь обогатил и развил первоначальный замысел. Деревянная конструкция старого шпиля сохранилась в середине нового, как в футляре. Смело, новаторски сочетая классические приемы с мотивами древнерусского зодчества и петровской архитектуры, Захаров создал оригинальное, неповторимое творение.