Детали скульптурного убранства Адмиралтейства

Опубликовано: Декабрь 1, 2011

Трудно даже перечислить все детали скульптурного убранства Адмиралтейства. По проекту Захарова, на здании было установлено 56 больших скульптур, 11 крупных рельефов, 350 лепных, украшений. Помимо Ф. Ф. Щедрина и И. И. Теребенева, в скульптурном украшении Адмиралтейства принимали участие выдающиеся ваятели В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Во второй половине XIX века ансамбль Адмиралтейства подвергся варварским искажениям. Первоначально учинили расправу над скульптурой. В 1860 году в одном из крыльев здания устроили церковь. Но священнослужители усмотрели кощунство в том, что под одной крышей с храмом находятся языческие фигуры. И Александр II повелел убрать 22 скульптуры, украшавшие портики и символизировавшие русские реки, части света, месяцы. Прекрасные произведения искусства погибли безвозвратно.

Сохранилось лишь скульптурное убранство центральной башни. В те же годы погибли скульптуры, изображавшие части света — Европу, Азию, Африку, Америку. И поныне стоят гранитные постаменты, с которых сняты скульптуры. Вместо фигур на некоторых постаментах разместили якоря и несоразмерно маленькие пушки.

В семидесятые годы прошлого века засыпали каналы, проведенные из Невы во внутренний двор Адмиралтейства, а между Зимним дворцом и Сенатской площадью устроили набережную. И вот чиновники из Городской думы надумали распродать участки: вдоль новой набережной частным лицам под застройку. Александр II утвердил варварский проект, приписав: «Согласен и могу указать, как на пример хорошего вкуса». Мы видим, какой был вкус у царя: Адмиралтейство закрыто со стороны Невы безликими зданиями, какие возводились в то время сотнями. Вдоль главного фасада и перед боковыми фасадами Адмиралтейства тянулся бульвар, служивший в первой половине XIX века, излюбленным местом для прогулок. Помните, у Пушкина: Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар… В семидесятые годы тут разбили обширный сад, который занял всю площадь перед Адмиралтейством. Император Александр II милостиво согласился назвать сад своим именем (Александровский сад). Устроители зеленого, массива не посчитались с той ролью, которую играет Адмиралтейство в облике центра города, и насадили высокорастущие породы деревьев. Разросшись, деревья закрыли вид на здание со стороны всех трех лучей: Невского, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта. Кроме того, сад разъединил Дворцовую и Сенатскую площади. Уже после 1917 года пришлось прорубать просеки, чтобы открыть вид на башню и на боковые портики главного фасада Адмиралтейства. Адмиралтейство неоднократно ремонтировалось. Особенного внимания всегда требовал шпиль. На первоначальную позолоту иглы в свое время было потрачено 43/г фунта червонного золота. В последующие годы золотое покрытие несколько раз обновлялось. Последний раз иглу золотили в 1928—1929 годах. Тогда внутри золотого яблока обнаружили шкатулку, в которую были вложены документы о прежних ремонтах шпиля (1886 и 1901 гг.), а также несколько экземпляров петербургских газет и конвертов с фотографиями членов императорской фамилии. Советские строители добавили к прежним документам новый, в котором перечислены имена рабочих и руководителей ремонта. В шкатулку вложили и несколько номеров Санкт-Петербургских газет. После этого ее установили на прежнее место. В дни блокады золотую иглу Адмиралтейства, которая могла послужить ориентиром для вражеских летчиков и артиллеристов, укрыли серым чехлом. Но все-таки за время войны в здание попало 18 фугасных бомб и 58 снарядов. Фашисты стремились разрушить Адмиралтейство, хотя им было ясно, что никакого военного значения оно не может в наши дни иметь. О том, что великое творение Захарова подвергалось умышленному обстрелу, свидетельствует такой факт. Когда советские войска громили гитлеровцев под Санкт-Петербургом, то нашим солдатам, в числе других трофеев, досталась пушка с надписью на прицеле: Адмиралтейство. Защитники города уберегли памятники архитектуры от варварского разрушения. Еще в дни осады строители, скульпторы, художники из управления охраны памятников исправляли повреждения, причиненные снарядами и бомбами. Достаточно привести такой пример. Шестидесятилетний Санкт-Петербургский скульптор Я. А. Троупянский в любую погоду, нередко под обстрелом, восстанавливал в дни блокады барельефы на фасаде Адмиралтейства. В те дни творение Захарова стало особенно дорого защитникам города. Силуэт Адмиралтейской башни выбили на медали За оборону Санкт-Петербурга. B канун 1 мая 1945 года сняли чехол с Адмиралтейского шпиля. С тех пор золотая игла вновь горит в Санкт-Петербургском небе немеркнущим огнем. Адмиралтейство особенно хорошо знакомо нашим военным морякам. Здесь помещается Высшее Военно-инженерное училище, из стен которого вышли сотни морских инженеров. Многие юноши, получив аттестат зрелости, стремятся попасть в это училище.