Спас-на-Крови. Освящение храма – Часть 5

Опубликовано: Декабрь 18, 2011

Еженедельник «Гражданин», кстати, отмечая 23 августа, что храм светел, невзирая на то, что расположен на месте ужасного события, делает вывод, что в этом выражается вера в Бога и в русский народ.

По мнению газеты «Россия» (от 19 августа), храм говорит о том, что память не может быть убита.

Статья в «Новом времени» говорит о сходстве нового храма с храмом Василия Блаженного в Москве и делает выводы: храм Василия Блаженного построен по другому поводу – радостному, а не печальному (взятие Казани).

Выводы правильные, только при чем здесь храм Василия Блаженного? Архитектор не ставил перед собой задачу его скопировать. 21 августа «Церковный листок» верно заметил: «Так как это Храм-памятник, и притом национальный памятник, то требовалось выразить наивозможно полно мощь национального художественного гения».

«Русский инвалид» 19 августа говорит о храме как о «величественном памятнике в древне-московско-русском стиле, с теремообразными крыльцами, где все говорит о русской старине, о формах, которые близки нашему сердцу…». А что касается сходства с московским храмом, в номере «Церковного листка» говорилось: «По наружно-общему виду храм сильно напоминает известный храм Василия Блаженного в Москве, но это только общее и притом поверхностное первое впечатление, на которое более всего наводят элементы орнамента; так сказать, колерно-оптический обман зрения. На деле же храм совершенно оригинален, но строго в духе московской старины вышеозначенного периода».

«Профессор Парланд исходил из крепкого и глубокого изучения архитектуры московского периода, и результатом явилось не слепое подражание тому или другому образцу, а самостоятельное творчество, основанное на изучении этих древних, но доселе дивных образцов расцвета русской национальной архитектуры и искусства», – говорилось в упомянутом номере.

М. М. Фокин

К столетию освящения храма Воскресения Христова, читать далее