Французский скульптор Этьен Морис Фальконе

Опубликовано: Апрель 2, 2012

Создатель монумента, французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716— 1791), приехал в Россию в 1766 году по приглашению Екатерины II. Распаковав багаж, который состоял из двадцати пяти ящиков с инструментами, книгами, гравюрами, рисунками, скульптор принялся за дело. Ему отвели под жилье и мастерскую дом близ Невского, в районе нынешней Малой Морской улицы. Мастерскую Фальконе именовали портретолитейным домом. Двенадцать лет трудился Фальконе над созданием памятника. И как трудился!

Замысел его был грандиозен. Вопреки установившейся традиции изображать героев в состоянии покоя, Фальконе задумал передать в скульптуре натуру живую, трепетную-страстную. Часами стоял Фальконе с альбомом в руках во дворе своей мастерской, возле песчаного холма, насыпанного по просьбе скульптора.

А на холм взлетали попеременно на лучших конях, взятых из дворцовой конюшни, два берейтора. Наездник поднимал коня на дыбы, а Фальконе жадно ловил и переносил на бумагу положение ног коня, повороты головы, посадку берейтора. Сотни таких набросков сделал требовательный к себе художник, прежде чем нашел нужное. Четыре года ушло на изготовление гипсовой модели памятника. После этого оставалось отлить коня и всадника из бронзы. И в самый ответственный момент случилось непредвиденное: расплавленный металл пробил форму и хлынул наружу.

Все, кто был в мастерской, разбежались. Остался на посту лишь один человек — артиллерийский литейщик Емельян Хайлов. Рискуя жизнью, он потушил занявшийся пожар, заделал пробоину и довел сложнейшую отливку до конца.