Создание Медного всадника

Опубликовано: Апрель 3, 2012

Фальконе решил поставить Медного всадника не на обычный пьедестал, а на природный камень. Вблизи Петербурга, у деревушки Лахты, что на северном берегу Финского залива, крестьянин Семен Вишняков нашел большой камень. Когда его осмотрели, то обнаружилось, что он на четыре с половиною метра — больше чем на половину своей высоты — сидит в земле. На камне, в расщелине, образовавшейся от удара молнии, росли несколько березок. Вероятно, после этого удара молнии обломок и назвали Гром-камнем. Откопать скалу было делом сравнительно нетрудным.

Но как доставить Гром-камень, который весит 100 тысяч пудов, в Петербург? Придумал способ русский кузнец, имя которого осталось неизвестным. По его идее из толстых бревен, обшитых медными листами, соорудили нечто вроде платформы, которую катили по медным шарам, уложенным на желобчатые рельсы. Толпы народа собирались смотреть, как гора катится по яйцам. Даже сама Екатерина II съездила на Лахту, чтобы полюбоваться необычайным зрелищем.

Гора катилась медленно, шагов по сорок — пятьдесят в день, и через пять месяцев докатилась до Финского залива. Все это время на Гром-камне работали сорок каменотесов, обтесывая выступы. Для заточки инструмента тут же, на камне, оборудовали и кузницу. По заливу и Неве скалу доставили к Сенатской площади на специальной барже, которую буксировали два судна. Уже на месте установки Фальконе велел отбить от Гром-камня большой кусок, чтобы пьедестал был соразмерен скульптуре. В ходе работы над моделью у Фальконе возникла идея — бросить под копыта коня змею, которая должна символизировать враждебные России силы.

Вылепил змею русский скульптор Ф. Г. Гордеев. Потом ее отлили из бронзы и использовали в качестве дополнительной опоры для коня. Гордеев с таким мастерством выполнил эту, казалось бы, незначительную деталь, что змея, на которую бронзовый конь опирается хвостом, органически вошла в общий комплекс монумента.