Конка

Опубликовано: Апрель 23, 2012

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 – нач. 20 вв. – основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку (“империал”), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором. В 1862 в СПб. учреждено частное Т-во конно-жел. дорог (правление – Троицкая ул., ныне ул. Рубинштейна, 3), и до 1917 К. оставалась частным пр-тием. 27.8.1863 Т-во открыло первый маршрут от Знаменской пл. по Невскому просп. до Стрелки В. О. К 1865 было перевезено 2 млн пассажиров. В 1876 учреждено Акц. об-во конно-жел. дорог (правление – Литейный просп., 35), к-рое владело 6 коночными парками (Рождественский в р-не совр. 1-й Советской ул., Нарвский в р-не совр. Тракторной ул., Выборгский на углу Лесного просп., 23/19 и др.). В 1878 учреждено Невское об-во пригородной конно-жел. дороги (контора – Невский просп., 160), обслуживавшее р-н Шлиссельбургского тракта (от Николаевского вокзала до д. Мурзинка) и имевшее парк в с. Александровское. К 1877 в СПб. было 26 маршрутов К., их обслуживали 3,5 тыс. лошадей; в 1906 – 32 маршрута, с протяженностью рельсовых дорог св. 150 км. В 1882 на Невской линии пущена К. на паровой тяге (см. Паровая железная дорога). В 1902 гор. власти начали выкупать у акц. об-в имущество конно-жел. дорог. С появлением в 1907 трамвая, линии к-рого находились в ведении города, частная К. продолжала существовать. В сент. 1917 по решению Гор. управы все линии К. закрыты.

Лит.: Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994.

Ю. Н. Кружнов.