Малый Эрмитаж

Опубликовано: Апрель 25, 2012

Вот небольшое здание с колоннами, примыкающее непосредственно к дворцу. Построил это здание в 1764—1767 годах уже хорошо знакомый нам Деламот. Екатерина II предназначила новую постройку для хранения наиболее ценных произведений искусства, принадлежавших царскому двору. Назвали здание Эрмитажем, что в переводе с французского означает: приют отшельника, место уединения. И в самом деле, доступ в Эрмитаж имел только узкий круг приближенных Екатерины. Так было положено начало созданию всемирно известного музея, который теперь посещают тысячи людей ежедневно. Здание Деламота стали называть впоследствии Малым Эрмитажем.

Нас интересует сейчас внешний облик Малого Эрмитажа. Вы видите, что здание вовсе не похоже на Зимний дворец. В постройке Деламота явственно видны черты нового стиля, пришедшего на смену барокко, — черты классицизма. И все-таки в облике Зимнего дворца и Малого Эрмитажа есть нечто такое, что их роднит, объединяет. Вы видите, что Деламот подвел свою постройку под один карниз с Зимним дворцом.

Но это еще не все. Деламот, как и Растрелли, спроектировал свое здание трехэтажным. Подобно Растрелли, Деламот объединил верхние два этажа колоннами. Таким образом, Деламот, будучи тонким и чутким художником, сумел как бы подчинить свою постройку Зимнему дворцу, сохраняя в то же время свой стиль, свою манеру. Рядом с Малым Эрмитажем вдоль набережной протянулся Старый, или второй, Эрмитаж. Построил это здание в 1775—1784 годах Ю. М. Фельтен.

Фельтен принял для своей постройки ту же разбивку этажей, которой пользовались Растрелли и Деламот. Второй Эрмитаж предельно прост и строг.