Церковь УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Киево-Печерской Успенской лавры Киевской епархии

Опубликовано: Апрель 26, 2012

Древнейшая и славнейшая лавра русской земли была основана в 1062 прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Она сыграла огромную роль в истории Православия и отечественной культуры.

В 1874 лавра приобрела на набережной Васильевского острова старинное подворье, которым с 1766 владел псковский архиерей и где еще с середины XVIII века, на втором этаже, размещалась домовая церковь Рождества Христова, устроенная для монахов Троице-Сергиевой лавры, тогда живших на подворье. В 1833 А. И. Мельников повысил здание подворья и изменил его фасад; внутри появилась новая роспись. В 1883–1884 храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н. А. Мельникова; в 1893 на углу дома гражд. инж. А. М. Воробьев устроил часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. Величественную церковь заложил 15 августа 1895 архимандрит Феогност по проекту В. А. Косякова, который сам наблюдал за постройкой. Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле и вмещающий 2000 человек, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III.

Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя – радомским песчаником и особым кирпичом. При постройке впервые в стране была применена система перекрещивающихся арок пролетом в 10 саж., что позволило не ставить столбов в интерьере и создало ощущение большого простора. 18 декабря 1897 митрополит Киевский Иоанникий освятил главный придел с хорами. В нем временно установили иконостас из закрытой домовой церкви подворья.

Затем началось медленное украшение храма: иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря, роспись в 1902–1903 исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством акад. Ф. А. Соколова. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова – наружные мозаики.

Митрополит Иоанникий очень любил храм и, когда бывал в столице и жил в прилегающем доме, сам по средам служил в нем акафист Успению с киевским распевом. Торжественным богослужением отмечалось 3 мая – праздник чудотворной Успенской иконы лавры и прп. Феодосия Печерского. Для водосвятия в первый Спас священники выходили на Неву.

Во главе подворья перед революцией стоял архимандрит Феогност (Пашков).

Церковь, ставшая после революции приходской, но сохранявшая связь с Киевом, была закрыта 23 января 1935 и передана Ленвоенпорту под склад. После войны она была в 1956–1957 переделана под каток с искусственным льдом. Храмовый список „Успения Божией Матери“ после закрытия подворья был перенесен во Владимирский собор (см. собор равноап. кн. ВЛАДИМИРА).

В июне 1991 храм передан Введенской Оптиной пустыни для подворья; в конце 1993 в нем возобновились богослужения, через три года начались реставрационные работы внутри и снаружи. 16 января 1998 на здании водрузили крест, к 2003 восстановлен иконостас. Сейчас при подворье действует библиотека, воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Архивные источники

РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1102; Ф. 797. Оп. 63. Д. 68.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 67. Д. 213; Оп. 102. Д. 2226.

Литературные источники

ПХМ. 1813. С. 374.

Косяков В. А. Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской лавры. СПб., 1900.

Денисов. С. 288–294. № 305.

Никитина Н. Успенское подворье ставропигиального монастыря Введенская Оптина пустынь. СПб., 1998.

Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 269–270.

Периодика

ВПГ. 1895. № 92, 186; 1897. № 276.

ПДВ. 1895. № 33. С. 787–788; 1897. № 38. С. 752; № 51–52. С. 1038; 1898. № 1. С. 20.

ПрЦВ. 1895. № 34. С. 1176–1178.

Нива. 1898. № 9. С. 161.

ВЛ. 1991. № 58.

ЖМП. 1991. № 11. С. 32.

СПбВ. 1998. № 9.