Петербургский речной яхт-клуб

Опубликовано: Май 10, 2012


Мартынова наб., 92

Архитекторы: Шауб В. В.
Год постройки: 1895-1896
Стиль:

Петербургский речной яхт-клуб

наб. Мартынова, 92

Утраченное здание

1895-1896 – акад. арх. Шауб Василий Васильевич             ([99]. С.326.)

 

 

Первым официальным русским яхт-клубом был Императорский яхт-клуб, основанный в 1846 г., в члены которого принимались только дворяне. К 1859 г. деятельность Императорского яхт-клуба прекратилась, т.к. собрание высшей аристократии не имело к спорту никакого отношения и яхты их не интересовали. К этому времени парусным спортом начали увлекаться состоятельные сословия, интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб.

 

И в 1858 г. несколько энтузиастов водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек многих петербуржцев, и уже в 1859 г. на его базе была создана спортивная организация любителей парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения Морского Устава новый клуб получил официальное название «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и в 1860 г. открыл свой первый спортивный сезон. Через 5 лет Речной яхт-клуб насчитывал в своем составе около 200 человек и более 80 судов.

Помимо проведения гонок и соревнований, Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения – в 1864 г. была создана шлюпочная мастерская , где строились разнообразные суда – от гребных ботиков до многотонных яхт. В 1874 г. при яхт-клубе были созданы первые в Петербурге Морские классы с бесплатным обучением. В 1875 мастерские яхт-клуб построили первый в России буер «Метель», положив начало развитию буерного спорта в стране. В 1873 г. появляется периодическое издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба». Издание сразу стало очень популярным и через год было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта».

 

В 1917 г. Речной яхт-клуб, находившийся на Крестовском острове, Ср. Невка, 92, был передан в ведение Наркомпроса. 15.03.22 яхт-клуб был передан всеобучу ПВО, затем 18.10.24 был передан в ведение Губпрофсовета. В 1934 году в связи со строительством ЦПКиО им. Кирова Речному яхт-клубу был отведен новый участок от на Петровском острове к западу от реки Керосиновки (окончание строительства к 1938 году). Клуб стал называться яхт-клубом Облпрофсовета. В 1935 году были выделены средства на оборудование учебных классов (начало занятий было запланировано на 15.11.35) и на зимнюю стоянку 1935-1936 гг. все суда были переведены на Петровский остров.

(СПб речной яхт-клуб профсоюзов)


Интересную роль в истории парусного спорта в России сыграл житель Петербурга Ч. А. Кавос. В 1858 г. он приобрел в Англии небольшую парусную яхту «Забава» длиной 5,2 м. Путешествуя по тихой Черной речке в окрестностях Петербурга, он вместе со своими друзьями Василием Познанским и Николаем Вилькинсом случайно увидел удобную гавань, на берегу которой сдавалась внаем дача. Место друзьям понравилось, и эта стоянка оказалась отправной точкой образования организации «Моряк на все руки». Спустя всего год в составе кружка насчитывалось более сорока петербуржцев, увлеченных парусным спортом. Он был преобразован в «Клуб невских ботиков», став объединением любителей гребного и парусного спорта. Так как количество яхт, шлюпок и гребных судов увеличивалось очень быстро, то на тихих гладях Черной речки стало тесновато, и вскоре клуб нашел себе новую удобную стоянку на Крестовском острове, на левом берегу Средней Невки.

(журнал Yachting, сентябрь-октябрь №4(7), 2003) 

 

 

Оба фото с сайта.