Летний сад в XIX веке

Опубликовано: Май 18, 2012

В XIX веке сад охотно посещали поэты, писатели, художники. Беднякам доступ в сад был закрыт. Николай I издал указ, в котором говорилось: Летний сад открыт для гулянья всем военным и прилично одетым; простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад вообще запретить. Указ этот действовал до 1917 года. Каким же образом Летний сад утратил свой первоначальный облик?

Куда девались все садовые затеи, фонтаны, беседки? Все это смыло в большое наводнение 1777 года. Павильоны и фонтаны разрушила вода, деревья были вырваны с корнем или поломаны бурей.

Погибла и часть скульптуры. Сад восстановили, но он принял другой вид, соответствовавший новым вкусам. В 1784 году со стороны Невы вдоль Летнего сада установили решетку, которая была выкована тульскими мастерами.

В нашем городе много красивых оград, но эта — лучшая. Решетка Летнего сада поражает своей простотой, легкостью, строгим изяществом. Тридцать шесть круглых гранитных колонн увенчаны попеременно вазами и урнами. А между колоннами установлены копья, образующие тонкий прозрачный рисунок.

Концы копий, ручки на урнах и вазах, розетки посредине решетки — позолочены. Решетка производит большое впечатление во всякое время года: и летом, когда за ней стеной стоит зелень сада, и зимой, когда копья и гранитные колонны покрыты белым инеем. Существует предположение, что решетка Летнего сада создана по проекту уже знакомого нам архитектора — Ю. М. Фельтена.

Выполнен проект под руководством П. Е. Егорова, помощника Фельтена. В 1855 году в Летнем саду открыли памятник Ивану Андреевичу Крылову, отлитый по модели Клодта, создателя скульптур Аничкова моста. Великий баснописец сидит в спокойной, непринужденной позе, держа в руках раскрытую книгу. На пьедестале, по рисунку художника А. А. Агина, выполнены рельефы, изображающие зверей — героев крыловских басен.