Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Путь к мастерству – Часть 32

Опубликовано: Май 23, 2012

В рисунках, правда, еще сильно влияние учителя и некоторые предметы перегружены различными украшениями и завитушками, что не отвечает новым вкусам. Но разве может молодой человек, уверовавший в свои способности и мечтающий о славе, заметить собственные просчеты?

Альбом приняли милостиво. Он и сейчас бережно хранится в Павловском дворце-музее. Чертежи и рисунки Бренны велено передать с подробными разъяснениями академику, архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. Именно ему после долгих раздумий доверила Мария Федоровна восстановление любимого Павловска. Так Карл встретился еще с одним талантливым зодчим и инженером. О долгих часах, проведенных вместе, о поучительных беседах Росси вспомнит еще не раз в трудные дни своей жизни.

Возможно, прояви Карл желание, Андрей Никифорович взял бы его помощником для работы в Павловске, но жажда учебы и верность первому учителю оказались сильнее. 21 июля 1803 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» рядом с известиями о начале военных действий французских войск против королевства Обеих Сицилии, о прибытии Наполеона в Кале и о продаже новой книжки стихотворений его превосходительства Гавриила Романовича Державина, в перечне отъезжающих сообщила, что из столицы убывает «Шарль Росси, титулярный советник, живет насупротив Адмиралтейства в Кутайсовском доме под № 98». Итак, в последних числах июля молодой помощник архитектора вновь отбыл во Францию.

Исследователи творчества Росси, повторяя друг друга, утверждают: «…был в Париже, успешно занимался в Италии, во Флорентийской академии…» Прежде чем принять на веру это утверждение, попытаемся сОгюставить даты и факты.

В августе 1803 года Карл Росси возвратился в Париж к Бренне. Ученик обязан дать подробный отчет учителю. Значит, отправиться в Италию он мог не раньше начала сентября. Но уже в июле 1804 года Карл Росси окончательно вернулся в Россию, в Петербург. Таким образом, на всю учебу во Флоренции ему оставалось максимум девять месяцев. Срок, прямо скажем, очень небольшой для серьезного постижения искусства архитектуры. Кстати, каких-либо документальных свидетельств о занятиях Росси во Флоренции тоже пока не обнаружено. Скорее следует говорить о поездке будущего зодчего по древним городам Италии.

Ю. Овсянников