Смольный институт благородных девиц

Опубликовано: Июнь 15, 2012

В 1764 году на усадьбе Смольного монастыря был открыт, по указу Екатерины II, женский институт — Императорское воспитательное общество благородных девиц. Это было первое женское учебное заведение в России. В институт брали с шестилетнего возраста только дворянок. Девочек отрывали от семьи на двенадцать лет. Учили многому, но ничему всерьез. В 1805—1808 годах Джакомо Кваренги построил для Смольного института благородных девиц рядом с монастырем специальное здание.

Это и есть тот Смольный, который известен как выдающийся памятник классической архитектуры. Это и есть тот Смольный, который знают во всех уголках земного шара как штаб Великой Октябрьской социалистической революции. Пройдем по асфальтированной дороге через сад, разбитый перед историческим зданием, и рассмотрим творение Кваренги повнимательнее. Вы видите, что здание построено покоем (П-образно), образующим парадный двор. Здание очень длинное — больше двухсот метров.

Чтобы избегнуть впечатления монотонности, Кваренги выдвинул вперед центр, снабдив его восьмиколонным портиком ионического ордера. Выступающие боковые крылья украшены шестиколонными портиками того же ордера. Сочетание гладких спокойных стен и этих трех выступов, создающих игру светотени, оставляет очень сильное впечатление.

Высокое мастерство Кваренги проявилось и во внутренней отделке здания. Особенно хорош Актовый, или Белый, зал с двумя рядами коринфских колонн. Этот чудесный двухсветный зал после Октября 1917 года стал всемирно известен: здесь была провозглашена советская власть. Джакомо Кваренги преклонялся перед гением Растрелли.

Рассказывают, что, проходя мимо Смольного собора, Кваренги всякий раз обнажал голову — не из религиозных побуждений, а в знак глубокого уважения к творению своего предшественника. Но, создавая проект Смольного института, Кваренги, конечно, остался верен принципам классицизма, ярым поборником которого был. Он смело поставил свое здание, решенное в простых и лаконичных формах, рядом с ансамблем Растрелли, выдержанным в духе пышного барокко. И что же? Здания ужились друг с другом, составив очень своеобразный, построенный на резких контрастах, ансамбль…