Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Опубликовано: Июль 12, 2012

Когда сегодня любуешься Меншиковой башней, неизбежно приходит на память сравнение с колокольней Петропавловского собора. Они очень схожи — ив композиции, и в отдельных деталях. Одинаков разумный прием использования мощных волют — больших каменных завитков. Они не только украшают фасады обоих зданий, но, сдерживая распор толстых стен в ширину, подчеркивают устремленность всего сооружения ввысь. И самое примечательное: у церкви Архангела Гавриила и у Петропавловского собора с восточной стороны, там, где положено быть полукружиям апсид, вдруг прямая стена. Не по-русски, а так, как порой строили на Западе.

Таких примеров в русской архитектуре XVIII века больше нет. Откуда это? Почему? Известно, что Зарудный в Европе не был. Да и рассчитывать архитектурные конструкции не умел. Сам признаётся в донесении к Меншикову февраля 3го дня 1719 года: «В письме Вашего Высокопресветлейшества… написано о каменных мастерах и подмастерьях, также о навигаторах, которые потребны для исчисления слобоцкого Вашего дому (дворец Меншикова в Лефортове).., известие без всякого замедления к Вашему Высокосветлейшеству отправим…» Дворец перестраивают.

Нужны расчеты конструкций, чертежи. Но сам Зарудный без «навигатора» сделать этого не может. По меньшей мере странно для строителя такого сложного здания, как Меншикова башня. Судя по всему, рисует Зарудный тоже неумело. И. Э. Грабарь опубликовал в «Истории русского искусства» два его наброска. Даже по сравнению с не очень мастеровитым рисунком Трезини они лишены профессионализма.

В письме 1726 года Зарудный как-то странно извещает о своих рисовальных способностях (речь идет об иконостасе для Петропавловского собора, который резали и золотили в Москве): «И против онаго письма с покорностью моею изъясняю. Обстоятельно рисунком показать невозможно понеже иконостас не плоской и в рисунок невместителен, боковые и осмеричные наугольные и не вместятся и в проспекте…»

Ю. Овсянников