Спас на Крови, послание на стенах – Часть 1

Опубликовано: Июль 20, 2012

Осмотрим повнимательнее на здание храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).

Что обычно говорят экскурсоводы или что мы можем прочитать в туристических путеводителях? Храм Воскресения Христова, в народе – Спас на Крови, построен в 1907 году. Строился 24 года – с 1889 по 1907 год – на месте смертельного ранения Александра II по проекту академика А. А. Парланда и архимандрита Троице-Сергиевской пустыни Игнатия…  И далее экскурсоводы и справочники сообщают нечто вроде: «Еще издали собор привлекает внимание своим замечательным декором – разнообразными наличниками и кокошниками, в которые заключены мозаичные вставки и иконы, с поясками, изразцами, разноцветной черепицей, позолоченными и покрытыми яркой ювелирной эмалью…». Невольно возникает вопрос: неужели внешняя красота – это все, ради чего создавался этот архитектурный памятник? И уместны ли здесь, на этом скорбном месте, все эти украшения?

Но есть то, о чем не говорит ни один экскурсовод и о чем мы не прочитаем ни в одном путеводителе. Знаменитый критик В. В. Стасов отмечал, что в орнаменте древних не было ни одной праздной черты. Что значит праздной? Видимо, он имел в виду, что орнамент создавался ради заключенного в изображении глубокого смысла, жизненно важного для автора и для зрителей, а не для того, чтобы быть «простым украшением». Имеет ли такой смысл декор на стенах храма Воскресения Христова? Ведь храм создан не в древности, а в начале ХХ века, и его архитектурный стиль – эклектика. Были даже мнения, что он не имеет художественной ценности…

Объем этой статьи не позволяет дать расшифровку символического значения каждой детали и структуры всего сооружения в целом. Мы раскроем смысл только некоторых элементов декора.

Вот декоративное обрамление иконы. Оно сплошь состоит из кружков, в которых расположены рельефные изображения стилизованных 6-лепестковых цветов. На наличниках и кокошниках окон мы видим такие же цветы, только с большим количеством лепестков. В центре кокошников изображены равносторонние кресты в круге… Это древнейшие символы, которые встречаются, на удивление, повсеместно – на памятниках культуры древнейших цивилизаций как Востока, так и Запада. Распускающийся цветок символизирует развитие, становление, возникновение Мира, Вселенной – из центра (точки, не имеющей размеров). Этот центр (точка) символизирует Первопричину, Высший Принцип, Абсолют, от которого все зависит и без чего нет существования.

В. А. Курляндский, В. Ф. Пятинин