Спас на Крови, послание на стенах – Часть 2

Опубликовано: Июль 20, 2012

Круг, в котором расположен цветок, – это временный мир, находящийся в становлении, в круговом движении вокруг центра.

Сердцевина цветка – это зародыш, семя, из которого возникает Мир, Вселенная. И такое же значение имеет изображение колеса со спицами – с неподвижной осью и вращающимся ободом. Равносторонний крест в круге имеет то же самое значение – расширение Мира, Вселенной из центра по четырем направлениям: север, юг, восток, запад («на все четыре стороны»). Как это ни удивительно, такое представление о становлении Мира из точки соответствует и современным научным воззрениям – теория «Большого взрыва» и «расширяющейся Вселенной». Есть и другое значение изображения цветка, где он символизирует «Чашу небесных вод», расположенную над небосводом, и из которой в наш мир изливается «живая» вода, обладающая жизнетворной силой и воскрешающим действием, несущая жизнь и благодать. То есть цветок может символизировать либо становление Мира, либо – «Чашу небесных вод». «Небесные воды» – это духовная, нематериальная субстанция. Попадая в наш мир, она «материализуется» – становится благодатным дождем.

Рождая жизнь, эта субстанция теряет свою живительную силу (в сказках – «живая» и «мертвая» вода), после чего необходима новая «зарядка» энергией, для чего она снова поднимается в небо. Образуется «круговорот» живой воды (подобно вдоху – выдоху) – от неба к земле и от земли к небу. Этот круговорот часто изображается завитками орнамента в форме латинской буквы «S». Потоки, вихри небесных вод на изображениях словно прорастают растениями с цветами и листьями, символизируя ее животворную силу. Изображения круговорота небесных вод, являющиеся элементами архитектуры и декоративных росписей, встречаются повсеместно на протяжении всей человеческой истории.

На храме Воскресения Христова таких своего рода образных «посланий» нам от древних времен очень много. Например, повсюду под арками и карнизами во многих местах на стенах храма есть зигзагообразный орнамент, и под ним, вдоль всей длины карниза, – выступы, направленные вниз, символизирующие и означающие капли воды, свисающие с небесного свода, подобно конденсату на потолке. Вход в храм представляет собой крыльцо с навесом, опирающимся на столбы – балясины. Балясина означает божественное оружие – громовую дубину, перун (молнию). На крестьянских деревянных избах подобия перуна – «громовники» ставились на конек крыши для защиты от молнии (по принципу магического действия подобного на подобное). Таким образом, вход в храм – крыльцо, а вместе с ним и весь храм символически защищены от удара молний и вообще от катастроф и враждебных действий.

В. А. Курляндский, В. Ф. Пятинин