Спас на Крови, послание на стенах – Часть 3

Опубликовано: Июль 20, 2012

Обратим внимание на ограду, окружающую храм. Ее образное решение кажется странным и причудливым. Мощные завитки растительного орнамента, расположенные между столбов – опор, как будто стремятся вырваться из оков. Динамика их формы противоречит назначению, статике ограды. Но если вникнуть в смысл ее образного решения, то станет ясно, что это – изображение вихря, круговорота небесных вод. Это вихрь живой воды, как апофеоз жизнеутверждающей силы, несет с собой рождение жизни, которая расцветает гигантскими цветами и листьями в образном решении орнамента ограды храма.

Здание храма является буквально «заповедником» древних символов. Создатели храма как будто хотели собрать животворящую силу всех символов во всем многообразии, многогранности их смыслов, чтобы «заклясть» смерть, противопоставить ей – торжество Вечной жизни. Отсюда такая дробность, такое количество деталей, орнамента, такая сложность структуры всего сооружения. Взгляд зрителя, не вникающего в глубинный смысл архитектурного замысла, запутывается в деталях и не в состоянии охватить и понять все в целом.

Сверхзадача всего сооружения храма Воскресения Христова выявляется после того, как мы начинаем понимать образный смысл отдельных деталей, которые, складываясь в одно целое, дают понимание всей идеи. Весь храм во всем его убранстве – это символ воскресения, победы вечной жизни над смертью. Христос Воскрес – «веселие вечное».

Эта радость Воскресения воплощается в многокрасочности, обилии нарядных, оптимистических орнаментов и украшений храма Воскресения Христова (Спаса на Крови).

 

В. А. Курляндский, В. Ф. Пятинин