Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Путь к мастерству – Часть 65

Опубликовано: Июль 30, 2012

Не исключено, что Росси попал в Комитет по рекомендации инженера де Воланта, много сделавшего для улучшения Мариинскои судоходной системы. Они встречались в Твери, и де Волант успешно пользовался советами и помощью архитектора. Теперь он платил добром за добро.

Итак, Комитет начинает свою деятельность. Из воспоминаний правителя его канцелярии Филиппа Вигеля: «Все прежнее поколение архитекторов, которые в конце Екатеринина века, при Павле и в начале царствования Александра украшали Петербург: Гваренги, Захаров, Старое, Воронихин, Бренна, Камерон, Томон, отошли в вечность, иные не достигнув еще старости… Возникли новые строительные знаменитости, которые, по мнению знатоков, в искусстве далеко от первых отстали. Из них четверо посажены членами в Комитет.

Старший по чину и первый по вкусу и таланту между ними был Карл Иванович Росси… Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре. В летописях хореографии прославленное ею имя Росси согласилась она променять не иначе как на столь же знаменитое имя Ле Пика…

Для Росси такой сценической знатности было мало: он пожелал быть артистом еще более благородного разряда. Следуя внутреннему призванию, он сделался архитектором… Он был приветлив, любезен, и с ним приятно было иметь дело.

Зато, после него, Василий Петрович Стасов, был совершенным его контрастом… Тот же мрак, который изображали его взоры, покрывал и происхождение его. Он, кажется, был человек не злой, но всегда угрюмый, как будто недовольный. Суровость его… была следствием, как мне сдается, чрезмерного и неудовлетворенного самолюбия.

Ю. Овсянников