Об архитектурном ордере. Классическая ордерная система

Опубликовано: Август 7, 2012

Две тысячи пятьсот лет назад в каменном строительстве Древней Греции выработались определенные стандарты размеров, пропорций несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции. Несущая колонна с капителью, базой (часто с пьедесталом) сочетались в определенном порядке с несомым антаблементом, состоящим из архитрава (собственно балки), фриза и карниза.

Этот порядок (ордер), начиная с общих пропорций (толщины и высоты колонны, расстояния между колоннами) и кончая мелкой проработкой всех каменных деталей,— обеспечивал надежность, прочность и функциональность конструкции (правильный сток дождевой воды).

Ордер хорошо соответствовал механическим свойствам мрамора, из которого строили в теплой Древней Греции. Ордер, ордерная система с эстетической точки зрения воспринимались и ощущались гармоничными и совершенными. И это было вполне закономерно. Позднее в Древнем Риме появились новые архитектурные формы — арка и купол. Они были включены в ордерную систему, развили и обогатили ее. С годами архитектурный опыт Древней Греции и Древнего Рима стали называть классикой. Ордерную систему стали обозначать как классический стиль.

Классическая ордерная система на протяжении тысячелетий оказывала большое влияние на возникавшие позднее стилевые концепции в странах, вовлеченных в общеевропейский культурно-исторический процесс.

С другой стороны, система дробилась (уже в древности было несколько модификаций — тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный ордера). Ее каноны под влиянием новых идей, материалов, стилей становились менее жесткими, уступая место новым формообразованиям. Ордер не только обретал новые элементы и характеристики, но подчас терял свой конструктивный смысл, превращаясь в имитацию, муляж, декорацию.

Кстати, некоторые теоретики (Кон-Винер «История стилей», В. Фриче «Социология искусства») признают лишь два архитектурных стиля. Один — тектонический, конструктивный, где в сооружении каждая часть, каждый элемент определены функционально и ясны в своей структуре.

Другой стиль — деструктивный, где некоторые части здания не имеют функционального конструктивного значения, где опоры и силы тяжести не соответствуют друг другу.

Следуя такому толкованию, к первому, тектоническому стилю можно отнести дорический стиль Древней Греции, романский стиль средневековья (в том числе, несомненно, и древнерусское зодчество), деревянное зодчество русского Севера, лучшие образцы модерна и современного техницизма.

Ко второму, деструктивному, стилю эти теоретики относят эллинизм, позднюю готику, барокко с их декоративностью, затмевавшей практическую и конструктивную целесообразность.

Исследователи замечают чередование эпох, где главенствуют то первый, то второй стиль. Делаются глубокомысленные выводы, определяются закономерности. Например, обнаруживается, что в той части планеты, где царствует имперская или религиозная амбициозность, возникают пышная декоративность, стремление впечатлить вопреки функциональности.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ