Санкт-Петербургский метрополитен, станции Кировский завод и Автово

Опубликовано: Август 7, 2012

Станция Кировский завод (автор проекта — А. К. Андреев) облицована светло-серым, искрящимся кавказским мрамором. Подземный зал декорирован горельефами, отлитыми из алюминия. Чеканка и полировка придают горельефам вид серебряных. Горельефы эти — эмблемы нашей тяжелой индустрии. Посмотрите, как освещена станция. Мягкий, рассеянный свет льется из квадратных больших окон, прорезанных в потолке.

Так кажется, что там, за сводом — голубое-небо. Но между этим залом и небом — пласт земли толщиной в десятки метров. Освещение, примененное на станции Кировский завод, называется люверсным.

Люверс — это решетка, составленная из полосок стекла. Через эту частую решетку пропускают, как бы просеивают свет дневных ламп. Автово — последняя или, если угодно, начальная станция трассы.

Здесь поезда выходят в наземное депо, и станция поэтому заложена на небольшой глубине, она не имеет эскалатора. Вы, вероятно, подумаете, что строить на небольшой глубине легче. Нет, в Санкт-Петербурге — труднее. Все семь предыдущих станций возведены в кембрийских глинах, а эта—восьмая — в четвертичной толще.

А мы уже знаем, как коварны четвертичные отложения с их плывуном и валунами. Станция Автово выделяется среди других и своей архитектуре. Вы видите колонны, которые будто бы отлиты из хрусталя— так они сверкают, искрятся. На самом деле бетонные колонны просто-напросто облицованы литым стеклом.

Авторы проекта станции, архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке, поставили перед собой трудную задачу — применить для отделки подземного зала новый материал. Им помогли в этом ученые, особенно известный знаток художественного стекла член-корреспондент Академии наук Н. Н. Качалов, Подойдем поближе к одной из колонн. Стекло, которым она облицована, — прозрачное. Но почему же не видно сквозь него бетонного стержня колонны? Об этом подумали заранее. Внутреннюю поверхность стеклянных плит, которыми облицованы колонны, сделали граненой, и прозрачное стекло перестало просвечивать. Достигнуть такого эффекта было вовсе не просто: потребовалось расположить грани под определенным углом. Летом 1958 года началось движение подземных поездов на участке Площадь Восстания—Финляндский вокзал. Здесь сооружены две новые станции — Чернышевская и Площадь Ленина. Теперь все пять Санкт-Петербургских вокзалов соединены линией метро. Чтобы выйти к Финляндскому вокзалу, строителям метро пришлось проложить часть туннеля глубоко под Невой. Наше знакомство с городом далеко еще не закончено, хотя книга дописана. Следующие маршруты вы изберете сами. Советуем вам поездить по чудесным пригородам Санкт-Петербурга. Отсюда, из Автово, рукой подать до Стрельны. А там и Петродворец с его фонтанами. С Витебского вокзала вы попадете в Пушкин и Павловск, с Балтийского — в Гатчину. А Карельский перешеек с его лесами, озерами, с его морскими, пляжами! Туда доставит вас электричка с Финляндского вокзала. Да и в самом городе многое надо повидать. Мы с вами не был ни на Выборгской стороне, ни за Невской заставой, ни в Гавани. Да и те места, которые мы осмотрели, вы захотите посетить еще и еще раз. Итак, знакомство с городом продолжается…