Развитие и трансформация архитектурных стилей. Часть 1

Опубликовано: Август 9, 2012

Однако деление архитектурного опыта человечества всего на два стиля было бы столь же малоубедительно, как и деление женской моды всех времен и народов лишь на mini и maxi. Процессы зарождения и становления новых архитектурных стилей длятся веками.

Лишь в XX веке в связи с высокоразвитыми технологиями смена стилей стала происходить сравнительно быстро, в соизмеримые с человеческой жизнью отрезки времени.

Облик любого города, имеющего мало-мальски протяженную историю, представляет собой пестрый конгломерат различных архитектурных стилей.

Старые города, например Рим, медленно, в течение веков и даже тысячелетий, прирастали по горизонтали, увеличивая площадь застройки. Они также многократно реконструировались в центре первоначальной застройки и наращивали археологические слои.

Новые архитектурные стили по мере своего возникновения как бы присовокуплялись, пристраивались к предыдущим стилям, иногда затаптывая их, образуя очередной археологический слой, а иногда сосуществуя многие века. Новые сооружения новых стилей встраивались в градостроительную мозаику, образуя все более сложное архитектурное панно.

Перелистывая страницы истории мировой архитектуры, можно наблюдать, как медленно происходили возникновение, развитие и трансформация стилей.

К примеру, в странах христианской Европы романский стиль эпохи раннего средневековья трансформировался в течение сотен лет, приобретая черты готического стиля более поздней эпохи.

От приземистых сложенных из валунов небольших христианских молелен и храмов, от того периода, когда христианство только что победило в начале новой эры, когда свежи еще были в памяти гонения на христиан и скармливание их львам на аренах римских цирков,— до грандиозных и великолепных храмов, знаменующих торжество католицизма в Западной Европе и торжество православия в Восточной. На это ушло полторы-две тысячи лет.

Для религиозных храмов, крепостных и гражданских сооружений романского стиля были характерны массивность и большая толщина стен, сложенных из грубой каменной кладки, узкие оконные проемы, полуциркульные арки, коробовые своды, мощные башни. Постепенно из века в век архитектурные формы приобретали все большую легкость. Труд и искусство зодчих, строителей становились все более квалифицированными.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ