Развитие и трансформация архитектурных стилей. Часть 2

Опубликовано: Август 9, 2012

Каменная кладка велась все более тщательно, расчетливо. Элементы кладки из тесаного обработанного профилированного камня подгонялись друг к Другу со скрупулезной, аптекарской точностью. Сооружения росли вверх; появлялись стрельчатые арки и своды. Прочность и устойчивость стен обеспечивались не за счет массивности, а путем установки подпорных конструкций, причем мощные контрфорсы тоже облегчались и превращались в изящные подпорные полуарки (аркбутаны). Взметнулись ввысь легкие башни и шпили.

Готический храм эпохи позднего средневековья, сложенный из сотен тысяч отдельных специально отесанных тонко профилированных камней,— это чудо ручной каменной строительной технологии. Очень высокие (благодаря легкости), устремленные в небо шпилями религиозные храмы поздней готики были главными архитектурными доминантами городов. Декорированные множеством изысканных архитектурных и скульптурных деталей, они выражали все более изощренное отношение к христианской идее Бога. На этом примере видна нерасторжимость двух основных факторов — технологии и идеологии.

В котле истории, во многовековом вареве, естественно, не могло быть ничего однородного, стерильно чистого. Любые эпохи, любые культуры, их возникновение, развитие, их смены одна другой не обходились без взаимовлияния, без гибридизации. То же происходило и с архитектурными стилями.

Искусствоведы последующих эпох занимаются систематизацией, классификацией, атрибутикой архитектурных объектов прошлого. Они находят среди архитектурных памятников такие, которые наиболее точно вписываются по своим характеристикам в определенные схемы и памятники, которые наделены яркими признаками того или иного стиля. Таковы и древнегреческий Парфенон в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат), и древнерусская София в Новгороде, и готический собор в Кёльне, и Зимний дворец в стиле барокко в Петербурге (арх. Растрелли), и функционалистский железобетонный отель «Савой» под Парижем (арх. Ле Корбюзье), и конструктивистские небоскребы из стекла и металла в Нью-Йорке (арх. Миес Вандеррое).

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ