НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 3

Опубликовано: Август 14, 2012

Однако с годами все большее значение стала приобретать левобережная, материковая часть города. Возле Адмиралтейства разрастались и производственные зоны, и жилые кварталы. На левом же берегу, напротив Петропавловской крепости, возникли и Зимний дворец, и дворцы-особняки сановников, и Летний дворец, и Летний сад. Выше по течению, в районе Литейного двора, образовался участок регулярной планировки, быстро разраставшийся в связи с развитием металлургического производства.

Основой планировочной схемы нового центра города на левом берегу стал «трезубец» улиц, сходившихся к Адмиралтейству. В 1710 году были проложены симметричные крайние лучи — нынешние Невский и Вознесенский проспекты. В 1720 году наметился средний луч — будущая Гороховая улица. С учетом Галерной и Б. Миллионной улиц, также ориентированных на башню Адмиралтейства, вся схема превратилась в пятилучевую композицию. Радиально-дуговая и прямоугольно-сетевая системы планировки, сперва существовавшие отдельно, впоследствии стали накладываться друг на друга. Это и определило все дальнейшее архитектурно-планировочное развитие Петербурга. В эти же годы была намечена система главных опорных доминант, Петропавловский собор, Адмиралтейство, соотношение застройки и водных пространств, что и обусловило высокие эстетические характеристики архитектуры города на дальнейших этапах развития.

С самого начала для рядовой застройки были разработаны типовые «образцовые» проекты для Различных групп населения. Этим с 1706 года занималась Канцелярия городовых дел. Первые проекты разрабатывались Д. Трезини, Ж. Б. Леблоном. Впоследствии число архитекторов еще при Петре I увеличилось.

Дома ставились в соответствии с планировкой или сплошным фронтом по «красным линиям» улиц, или цепочкой с небольшими промежутками, но не в глубине участка, как в старых русских городах. Для зажиточных и именитых ставились не традиционные терема, а дворцы и особняки европейского типа с анфиладами парадных помещений. Для людей победнее разрабатывались дома поменьше и попроще, в один и в два этажа. Возникшая в короткое время застройка на Городовом и Васильевском островах и на левобережных, пока еще разрозненных территориях, представляла собой прямолинейные улицы и каналы с рядами и цепочками невысоких домов, часто с высокими кровлями с переломом. Она была похожа на среднеевропейскую, например голландскую, застройку, и это было естественно, если учитывать вкусы и пристрастия царя, главного генератора идеей. Трижды в 1710—1720-х годах по повелению Петра I в помощь зодчим издавался на русском языке трактат итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Д. Виньолы «Правила пяти ордеров архитектуры». Плеяду первых архитекторов Петербурга вслед за вошедшими в нее Д. Трезини и Ж. Б. Леблоном тоже составляли иностранцы: Д. М. Фонтана, Г. И. Маттарнови, Г. И. Шедель, Ь. К. Растрелли, Н. Микетти, А. Шлютер. Конечно, они проектировали и возводили сооружения на европейский манер, но, соприкоснувшись с российской действительностью, вольно или невольно отражали, воплощали в архитектурных сооружениях и специфические черты русской культуры.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ