НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 5

Опубликовано: Август 18, 2012

Петербург международно признан одним из самых красивых крупных городов мира. Его главная особенность состоит в том, что различные архитектурные стили, составляющие его облик, не вырастали постепенно, как в европейских старых городах. Стили «пересаживались» на нашу почву уже готовыми, сформировавшимися в других условиях и в другие времена. Естественно, эти «саженцы» приобретали новые свойства. Архитектурные стили, заимствованные из европейских архитектурных культур, трансформировались соответственно русским климатическим условиям, местным строительным материалам. Архитектурные формы приобретали черты, свойственные русским эстетическим идеалам. Постепенно складывалась новая петербургская архитектурная культура. Новое звучание получали, например, архитектурные формы, выполненные не из европейского камня, а из русского кирпича, штукатурки с применением цвета. Архитектуре города свойственна также чистота стилей. Примеры различных стилей, которые привносились из Европы и в которые одевался город каждые несколько десятилетий во все послепетровские времена, сосуществовали рядом. Сооружения не часто перестраивались в силу скоротечности истории города. Здесь мало сооружений, в которых происходило смешение различных стилей, наслоение их один на другой, в которых первоначальные архитектурные формы искажались позднейшими перестройками, как, например, Константинопольская София, пережившая за многовековую историю смены государственных и религиозных режимов.

Поэтому в Петербурге стоят рядом разностилевые сооружения, сохранившие девственную чистоту и превратившиеся в архитектурно-исторические памятники. Здесь и здание Двенадцати коллегий (петровское барокко начала XVIII века), и Смольный монастырь (высокое барокко, середина XVIII века), и Мариинский театр (эклектика, середина XIX века), и Витебский вокзал (модерн, начало XX века), и Дворец Советов на Московском пр. (советский неоклассицизм). Недаром Петербург часто называют городом-музеем. Он действительно представляет собой огромную архитектурную экспозицию, где можно отыскать и стилевые концепции, и декоративные мотивы чуть ли не всех времен и народов.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ