НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 6

Опубликовано: Август 19, 2012

Для петербургской архитектурной культуры, которой свойственны одновременно и многостильность, и чистота стилей, характерно также ощущение романтизма и театральности. Это связано и с красочной декоративной расколеровкой архитектурных сооружений, и с другими факторами — наличием открытых водных пространств, неяркими погодными состояниями, белыми ночами, плоским рельефом. А театральность при хорошей режиссуре всегда эстетически эффектна.

Переходя к рассказам о петербургских архитектурных стилях, хочется еще раз подчеркнуть скоротечность, кратковременность истории города. Петербург всего за 300 лет укомплектовался объектами и сооружениями, определившими и его архитектурное лицо, и размеры мегаполиса. В первые же десятилетия город обогатился Петропавловским собором — великолепной доминантой, не уступающей по размерам и эстетическим качествам западным сооружениям такого же рода. Через 100 лет вырос Исаакиевский собор, превосходивший по своим параметрам многие европейские аналоги. Архитектурные ансамбли, дворцы, площади, проспекты, регулярная массовая застройка возникли как бы одновременно.

Конечно, в мире есть еще немало интенсивно растущих крупных урбанистических образований — Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк, Токио… Но Петербург отличается от них, так сказать, стройностью концепции.

Развитие техники, искусства и культуры вообще происходит только в режиме вовлеченности в общий мировой процесс, на основе взаимозаимствований, взаимопроникновения и соревновательности. Изолированность, как известно, приводит к застою.

В Петербурге, который сам являлся «окном», с помощью которого была прорвана изоляция страны, все развивалось стремительно. 200—300 лет — это спринт по сравнению с тысячелетним европейским марафоном. Чрезвычайно быстро произошло становление русского языка и появление великой русской литературы. Так же быстро произошел скачок от безнотной церковной музыки боярской России XVII века к великой русской музыке XIX века. Еще быстрее русская живопись, пройдя за 200 лет все этапы развития живописи вообще, пришла в начале XX века к авангардизму.

Так же и петербургская архитектурная культура сложилась быстро — потому что была вовлечена в европейские исторические процессы развития архитектуры. Причем, заимствуя все лучшее, петербургская архитектурная культура вынашивала и сохраняла особую чистоту и четкость. Петербургские архитектурные стили быстро сменяли друг друга, и именно поэтому их дифференциация прослеживается более четко, чем в других странах, где стили проходили испытания медленными трансформациями. Зодчих, оставивших заметный след в трехсотлетней петербургской архитектурной истории,— десятки и даже сотни. За именами наиболее выдающихся петербургских зодчих — архитектурный стиль или направление.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ