Не хотел маршал или не мог? – Часть 3

Опубликовано: Август 20, 2012

Хотя в финской авиации было мало бомбардировщиков, они тем не менее использовались для проникновения в воздушное пространство.

Ее на Карельском перешейке в 1941–1944 годах. Он был подписан 25 мая 1945 года командовавшим ею тогда генералом В. Неноненом и начальником артуправления финской армии полковником Э. Улафссоном. Этот документ хранится в Архиве Министерства иностранных дел и по своему содержанию сводится к объяснению того, что финская артиллерия не имела возможности обстреливать блокированный Ленинград. В документе содержатся конкретные данные об огневых позициях всех тех артиллерийских батарей, которые располагались на Карельском перешейке, и прилагается указанная схема, из которой четко видна недосягаемость огня всех дальнобойных орудий до Ленинграда и его окрестностей, исключая Кронштадт.

В конце документа говорится: «Изложенное свидетельствует о том, что только у 180-мм железнодорожной батареи имелись технические возможности стрелять по Ленинграду. Для этого необходимо было подвести ее на позицию станции Куоккала (Репино. – Н. Б.), но этого не произошло». Огневая позиция той батареи находилась в районе Анттонала, вблизи Финского залива, что юго-западнее станции Местерярви. К сказанному следует добавить также и признание с финской стороны того, что у той батареи не было и необходимого количества снарядов, чтобы решать задачу обстрела Ленинграда.

Однако вернемся к поступившему в ставку К. Г. Маннергейма обращению В. Р. фон Лееба по поводу желания немецкого командования, чтобы финская авиация бомбила Ленинград. В ответе Э. Ф. Ханелля в группу армий «Север» предполагалось первоначально сообщить так: «Из-за малочисленности бомбардировщиков воздушные силы Финляндии не могут… участвовать в бомбардировке Ленинграда. Особенно в нынешней обстановке использование сил бомбардировочной авиации на Карельском перешейке очень затруднено, поскольку имеющееся малое число бомбардировщиков непременно нужно на Свири и на участке Мурманской железной дороги». Но окончательный текст ответа оказался более лаконичным: «Из-за нехватки бомбардировщиков трудно использовать их против целей на Карельском перешейке. Небольшое количество бомбардировщиков должно предназначаться для выполнения других задач».

Н. И. Барышников