НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 7

Опубликовано: Август 22, 2012

Петербургских архитектурных стилей и направлений — полтора десятка. Трудно быть точным в определении их количества. Как уже говорилось выше, в классификации и атрибутике архитектурных сооружений многое зависит от степени условности, которая при этом может приниматься или не приниматься. Трудно также систематизировать сооружения второй половины XX века, когда появилось множество архитектурных направлений, новаций, и в то же время архитекторы обращались к архитектурным формам прошлого. В терминологии появились приставки «нео» (например, неоклассицизм), «пост» (постмодернизм) и пр.

Трудно также приклеивать стилевые ярлыки на сооружения, которые буквально вырастают на наших глазах.

Стиль барокко созревал в странах Западной Европы (Италия, Испания, Фландрия, Франция, позже Германия) в XVI—XVIII веках, постепенно вытесняя готику и ренессанс. Барокко явилось плодом и выражением расцвета дворянской культуры эпохи абсолютизма.

В этом стиле создавались большие дворцовые и парковые ансамбли. Архитектуру барокко отличают пространственный размах, динамичность, сложные, часто криволинейные формы (барокко в переводе с итальянского — сложный, причудливый), стремление к пышности, патетичности.

Стиль барокко проявлялся не только в архитектуре, но и в других видах искусства — скульптуре, живописи, музыке, литературе. Сюда относятся исполненные аффектации скульптурные композиции Бернини, пышнотелые персонажи Рубенса, виртуозная инструментальная музыка добаховского периода, насыщенные драматическими коллизиями пьесы Кальдерона и парадно-величавые оды Ломоносова.

В русскую архитектуру барокко проникло по времени с некоторым опозданием и поначалу в скромных формах. В Москве появилось нарышкинское барокко, в Петербурге — петровское.

В самые первые годы для рядовой застройки возводимых по разработанным планам Петербурга домов были характерны простота объемов, плоскостная трактовка фасадов, четкость и подчеркнутость членений, сдержанность убранства. Классический ордер использовался в виде пилястр — плоских барельефов колонн на фасадах стен. Ордер как бы изображался на стене, которая оказывалась декорированной нарисованным на ней ордером. Многие здания имели голландские фигурные кровли с переломом.

Фасады часто украшали разнообразными фронтонами и шпицами. Типично русской чертой была нарядно-яркая двуцветная расколеровка фасадов. Белые детали ордера — пилястры, карнизы, наличники — четко выделялись на интенсивном цветном фоне стены — голубом, розовом, красном.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ