НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 8

Опубликовано: Август 22, 2012

Уже через пару десятилетий объемно-пространственные решения некоторых дворцовых сооружении значительно усложнились и обогатились.

Простой по объему Летний дворец Петра I у истока Фонтанки, другие похожие на прямоугольные шкатулки дома для «именитых» уступили место более сложным по архитектурно-планировочным формам зданиям — Меншиковский дворец, Кикины палаты, церковные сооружения Александро-Невской лавры, Сампсониевский монастырь, Пантелеймоновская церковь. Фасады зданий все более насыщались архитектурно-декоративными элементами. Однако эти элементы классического ордера оставались плоскостными, что и являлось существенным отличием петровского барокко от последовавшего за ним «развитого», или «высокого», барокко.

Из плеяды зодчих-иностранцев, которых Петр I привлек для строительства Петербурга, бесценный вклад в культурно-историческое развитие города внесли Д. Трезини (1670—1734) и Ж. Б. Леблон (1669—1719), решавшие под руководством Петра градостроительные перспективные задачи.

Д. Трезини успел до конца своей жизни возвести главное сооружение города — Петропавловский собор. Строительство продолжалось 20 лет. Собор был открыт в 1733 году. Иконостас для него был выполнен группой московских резчиков под руководством И. П. Зарудного.

Архитектор, инженер и полковник от фортификации, Д. Трезини занимался и преображением земляных валов Петропавловской крепости в каменные крепостные стены с бастионами и куртинами.

Кроншпицы в крепости и в гавани, являющиеся примерами стиля петровского барокко, возведены по проекту Д. Трезини. В 1717—1718 годах им были построены Петровские ворота с участием скульптора Н. Пино.

Другое замечательное сооружение, которое спроектировал Д. Трезини, — здание Двенадцати коллегий. Строительство завершалось уже после смерти автора, тем не менее хорошо сохранившееся сооружение может считаться образцом стиля петровского барокко.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ