Трезини и Леблон начертили проекты «образцовых» домов

Опубликовано: Август 27, 2012

Февраля в 12-й день 1719 года опубликован указ, чтобы в Санкт-Петербурге на Васильевском острове возводить каменные и деревянные дома по числу имеющихся у владельца крестьянских дворов, а купечеству по размеру платежа десятой деньги (тоже одна из форм регламентации). По сему указу каждый дворянин, у которого в поместьях свыше 450 крестьянских дворов, обязан поставить вдоль Невы двухэтажный каменный дом длиною в 10 сажен. У кого дворов поменее, тот строит дом на берегу одного из каналов. Для купцов рубль налога приравнен к одному крестьянскому дому. 19 марта того же года — новый указ. Сильное послабление дворянам. Дом в 10 сажен строить только тем, у кого от 700 до 1000 крестьянских дворов. Остальным соответственно — длиною 8 и даже 5 сажен. На каждом отмеренном участке следует ставить определенное жилье, внешнее обличье коего утверждено государем.

Трезини и Леблон начертили проекты «образцовых» домов. Для тех, кто победнее или среднего достатка, рисовал Трезини. Проект для «именитых» разрабатывал француз. Строительство «по образцам» обладает определенными достоинствами. Во-первых, значительно уменьшается потребность в чертежах и расчетах, что очень важно при отсутствии должного числа специалистов. Во-вторых, всегда можно точно подсчитать надобное количество камня, кирпича, извести, леса и глины.

И строителям легче, когда есть образец для подражания. В-третьих, правительство может контролировать внешний облик улиц и регламент всего города. Это особенно удобно для государства, где все подлежит контролю, а большая часть средств уходит на нужды армии. Сохранились гравюры с изображением типовых домов, одобренных к строению. На одной из них небольшое одноэтажное строение в четыре окна и входной дверью с левой стороны.

По обеим сторонам ворота с барочными завитушками наверху единственное украшение жилища малоимущих. Для людей среднего достатка дом тоже одноэтажный, но с мезонином в три окна. Под мезонином, парадная дверь в огромном портале. По обе стороны от нее по семь окон в белокаменных рамах. С левой стороны дома ­­- ворота во двор. Они напоминают очень скромную триумфальную арку. За основу дома для «именитых» Леблон избрал наружна фасад отеля Бове в Париже, построенного Антуаном Депортом в 1660 году.

Крыша с переломом украшена люкарнами. Углы здания обработаны в руст – будто сложены из крупных каменных блоков, что придает строению массивный и значительный облик. В центре входная дверь. С каждой стороны ее по три пары больших окон, расположенных друг над другом. Фигурные консоли поддерживают балкон над парадным.

Ю. Овсянников