НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 11

Опубликовано: Август 28, 2012

Самым ярким и плодовитым представителем из плеяды русских зодчих, работавших в стиле высокого барокко, был Б. Ф. Растрелли (1700-1771). Собственно, он и стал предвестником этого стиля в России. И здесь, на своей второй родине, благодаря богатству и красочности своих барочных архитектурных композиций, он стяжал мировую известность. Б. Ф. (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли был сыном итальянского скульптора Ь. К. Растрелли, приехавшего с ним в Россию в 1716 году. Первыми работами Б. Ф. Растрелли были сооружения в Москве, Прибалтике (Митава), Киеве. С 1745 года Растрелли занимался проектированием и строительством Петергофского дворца для императрицы Елизаветы.

В начале 1750-х годов в Петербурге Растрелли осуществил строительство двух больших дворцов для крупнейших сановников елизаветинского времени — С. Г. Строганова и М. И. Воронцова.

Строгановский дворец имел необычное архитектурно-планировочное решение, так как выходил фасадом на Невский проспект и на набережную Мойки и располагался на их «красных линиях», а не в глубине участка, как традиционно строились дворцы усадебного типа в те времена.

Одновременно неутомимый Растрелли работал в 1748—1754 годах над Смольным монастырем (ул. Смольного, 1). Проект переделывался. По повелению Елизаветы собор должен был стать пятиглавым, как требует русская традиция. Проектом предусматривалось строительство колокольни, самого высокого по тем временам сооружения (140 м). Оно не было осуществлено, но это не нарушило цельности и гармоничности общей композиции монастыря с собором и кельями. Дальше последовали Екатерининский дворец в Царском Селе (1752— 1758), Зимний дворец (1754—1762). Это уникальное по своей архитектурной и исторической значимости и сложности сооружения.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ