НАЧАЛО ГОРОДА – Часть 12

Опубликовано: Август 29, 2012

Относительно каждой из грандиозных построек Растрелли хочется сказать, что это апофеоз творчества великого зодчего! Невиданные масштабы, богатство архитектурных форм, сложные ритмы колонн и пилястр любимого композитного ордера, изысканно и сочно прорисованные барочные детали, сложная и многообразная декорировка, всегда логично связанная с архитектурными формами,— все это обусловливает эстетику и гармоничность растреллиевских дворцов и храмов. В небольших по размеру сооружениях Растрелли также проявлял чувство меры и гармонии в соответствии с понятиями и канонами пышной нарядной барочной елизаветинской эпохи. Таков Путевой дворец на Средней Рогатке, построенный Растрелли в 1751 году и снесенный в 1968 году.

Наряду с Б. Ф. Растрелли в стиле зрелого барокко работал замечательный зодчий С. И. Чевакинский, ученик И. К. Коробова, работавший под его руководством над проектированием зданий, относившихся к Морскому ведомству. Чевакинский стал после Коробова главным архитектором Адмиралтейств-коллегий. Одновременно он был и главным архитектором Царского Села.

Его шедевром является Николо-Богоявленский Морской собор (Никольская пл.), построенный в 1753—1762 годах, не уступающий по архитектурной выразительности, декоративности, мастерству прорисовки и исполнения деталей, гармоничности сооружениям Б. Ф. Растрелли.

Чевакинский был автором дворца И. И. Шувалова (ул. Итальянская, 25), построенного в 1753— 1755 годах. Он работал совместно с Ф. С. Аргуновым над проектированием и строительством Шереметевского дворца (наб. Фонтанки, 34) в 1750—1755 годах. Чевакинский проектировал усадьбы для вельмож. Совместно с Растрелли он создал здание Эрмитажа в Царском Селе.

Из сохранившихся сооружений, возведенных в те десятилетия XVIII века, когда стиль был в расцвете, нужно отметить:

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ