Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Мастер ансамблей – Часть 7

Опубликовано: Август 30, 2012

Изобразит Елагинский дворец?

Но, увы, в бумагах и рукописях поэта нет упоминаний ни прославленного строения, ни имени его создателя.

Росси теперь в моде и почете. Планы, о которых мечтал в юности, кажется, наконец, станут реальностью. Но пока следует как можно быстрее завершить сооружения конюшни и кухонного корпуса на острове.

Дворец задуман как летняя усадьба, и потому главный архитектор выносит кухню в сторону, как делали еще в ХУШ столетии, столь дорогому сердцу вдовствующей императрицы. Одноэтажное полукруглое здание поставлено к северу от дворца. Его наружная стена, глядящая на луг, не имеет окон. Вместо них ниши с полукруглыми завершениями и в них — четырнадцать статуй античных богов, исполненных талантливым С. Пименовым. Аполлон — бог-покровитель искусства, Диана — богиня охоты, Церера — богиня плодородия, Флора — богиня весны и цветов, Вакх — бог вина и веселья, Афина — богиня мудрости, Юнона — супруга всесильного Юпитера, жрицы, весталки — «Елагинский Олимп», как назвали его современники. В центре полукружия шестиколонный портик — вход во внутренний дворик, куда выходят окна и двери кухни. А для подачи блюд во дворец сооружен специальный подземный ход. Кухонные запахи не раздражают обитателей дворца, а галерея богов смотрится декоративной стеной и лишь облагораживает общий вид парка.

В форме удлиненной подковы выстроены каретные сараи и конюшня. Торцы здания, глядящие тоже на луг, увенчаны фронтонами и соединены двойной дорической колоннадой. В боковых крыльях подковы разместились кареты, а в полукружии — стойла лошадей.

На Елагином острове Росси после стольких лет ожидания, получил, наконец, возможность создать единый ансамбль. И сумел достойно показать свое высокое искусство. Именно здесь родилась его первая «архитектурная симфония», как образно назвала этот ансамбль исследователь творчества зодчего М. Тарановская.

Помимо дворца, кухни, оранжереи, конюшенного корпуса, домика садовника, павильонов у пристани и музыкального, гауптвахты у моста на Каменный остров, Карл Иванович создал проект английского парка, выравнивания берегов и защиты острова от частых наводнений. Впрочем, лучше прочитать мнение современников. В августовском номере журнала «Литературные листки» за 1823 год говорится: Елагин остров «в несколько лет, как будто волшебною силою, превращен в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить все свое богатство. Старый дом превращен дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия; запустелые рощи и лес принимают свой вид под руководством г. Буша; оранжереи устроены гораздо лучшим образом и обогащены новыми произрастениями всякого рода, а перед дворцом разведен цветник, который невольно напоминает описание земного рая в Мильтоновой Поэме».

Ю. Овсянников