КЛАССИЦИЗМ КОНЕЦ XVIII ВЕКА – Часть 1

Опубликовано: Август 31, 2012

В 1760 годах стиль барокко уступил место классицизму. Это совпало с переменами в высших эшелонах власти и, стало быть, с переменами в идеях, принципах, взглядах.

В 1763 году Б. Ф. Растрелли был отправлен в отставку. Собственно, судьба Растрелли — это судьба барокко. Великий зодчий умер в 1771 году в Италии почти в безвестности. На просьбу выслать ему авторские чертежи, по которым в течение тридцати лет в России возводились жемчужины русской архитектуры в стиле барокко, администрация ничего не ответила. Екатерину Великую и людей ее круга не удовлетворяли похожие на пышные кремовые торты барочные архитектурные формы. Появилась новая художественная система, основанная на наследии античности и Ренессанса. Она отличалась рационализмом, упорядоченностью, ясной гармонией, простотой, монументальностью. Русский классицизм воплощал идеалы разумно построенного дворянского государства. Он был не чужд также идеям гражданственности и просветительства, которыми увлекалась русская императрица под влиянием знакомства с французскими философами-просветителями. Уже для первых сооружений в стиле раннего русского классицизма в 1760-х годах характерен строгий ритм ордерных элементов, сдержанность декоративного убранства, цвета. Первыми петербургскими архитекторами, освоившими новый классический стиль, были А. Ф. Кокоринов (1726-1772) и Ж. Б. Валлен-Деламот (1729—1800). В 1766 году по совместному проекту они построили дворец Разумовского (наб. реки Мойки, 48). Тогда же они работали над проектированием и строительством Академии художеств (Университетская наб., 17). Строительство затянулось и было закончено в 1788 году уже без Кокоринова. Это были первые крупные сооружения классического стиля, в их некоторых архитектурных деталях еще чувствовалось влияние старого стиля. Но это была уже новая архитектура. То же можно сказать и о многих других постройках Валлен-Деламота, который активно работал и после ухода соратника. Здесь и арка над каналом Новой Голландии (наб. реки Мойки, 103), и Большой Гостиный двор на Невском (где Валлен-Деламоту пришлось переделывать проект Растрелли), и Юсуповский дворец (наб. реки Мойки, 94), и усадьба «Александрию» (пр. Стачек, 162), и, наконец, здание Малого Эрмитажа (Дворцовая наб., 34). Это сооружение считается образцом зрелого классицизма конца XVIII века и является одним из компонентов дворцово-эрмитажного комплекса на набережной Невы (дома 32, 34, 36), признанного мировой архитектурной сокровищницей.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ