КЛАССИЦИЗМ КОНЕЦ XVIII ВЕКА – Часть 2

Опубликовано: Август 31, 2012

Рано ушедший Кокоринов оставил после себя, кроме совместных с Валлен-Деламотом работ, дом с четырьмя колоннадами на углу Садовой и Итальянской улиц (Садовая ул., 12).

Русский классицизм складывался и развивался под воздействием западноевропейского классицизма, который, в свою очередь, был опосредованным стилем, истоки которого надо искать в Ренессансе полутысячелетней давности и еще глубже — в античности двухтысячелетней давности.

Творческое наследие великого зодчего итальянского Возрождения А. Палладио, художественные принципы которого (основанные на античной ордерной системе) получили всеобщее признание, способствовало возникновению классицизма в XVIII веке. русские и иностранные зодчие, работавшие в России в стиле строгого палладианского классицизма в 1780-1800 годы, создали поистине эталоны гармоничных классических архитектурных форм и пропорций. Основоположниками русского классицизма считаются И. Е. Старов и В. И. Баженов.

И. Е. Старов (1745-1809) — крупнейший архитектор второй половины XVIII века. По его проекту был создан Троицкий собор Александро-Невской лавры в 1770-1780 годы — один из редких образцов храмовых сооружений русского строгого классицизма. В лавре им была построена надвратная церковь (1785). И. Е. Старов завершал строительство Князь-Владимирского собора (пр. Добролюбова), который начинал строиться еще в 1740-е годы и в судьбе которого принимали участие М. Г. Земцов, П. Трезини, А. Ринальди. В облике здания, характерном для переходного периода от барокко к классицизму, имеются некоторые барочные мотивы (лучкообразные фронтоны и сандрики, горизонтально вытянутые овальные окна-люкарны).

Собор был открыт в 1789 году. И. Е. Старов принимал участие в многочисленных доработках, переработках и в проектировании интерьеров дворцов Шереметевского, Аничковского, Зимнего. По его проекту построен дом Бецкого (Дворцовая наб., 2). Но главным его творением является Таврический дворец (Шпалерная ул., 47). Основные архитектурные идеи русского классицизма воплощены в высокохудожественной форме. Ясность и простота композиции, гладкость и чистота стен с правильно выбранными акцентами. Монументальность, не означающая грандиозность (дворец двухэтажный), выверенность пропорций. Сочетание всех компонентов создает ощущение высокого эстетического совершенства, изящества, мягкого лиризма.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ