КЛАССИЦИЗМ КОНЕЦ XVIII ВЕКА – Часть 3

Опубликовано: Сентябрь 2, 2012

В. И. Баженов (1737—1799), замечательный русский зодчий, мало работал в Петербурге. Он переехал Москву в 1765 году. И там, в Москве, находятся основные творения Баженова, выполненные в стиле русского классицизма. Предположительно он имел отношение к авторству при проектировании Инженерного замка, при создании Первого кадетского корпуса на Съездовской линии В. О., при проектировании Каменноостровского дворца (Каменный остров), дачи Безбородко (Полюстровская наб., 40), жилого дома на пр. Римского-Корсакова, 37, при проектировании Благовещенской церкви (Приморский пр., 79). Круглая в плане, она близка по своей архитектуре к церквям-ротондам второй половины XVIII века, к типу, разработанному Баженовым и другим знаменитым москвичом — М. Ф. Казаковым. Совершенно точное авторство Баженова имеют два павильона у Инженерного замка (1798) (Инженерная ул., 8—10). Это прекрасные образцы русского классицизма, и почерк мастера не вызывает сомнений. Ю. М. Фельтен (1730-1801) — зодчий, много проектировавший и строивший в Петербурге в период классицизма и в переходный период, ему предшествующий. Помимо создания известных и значительных сооружений, Фельтен очень много сделал Для обустройства и каменной облицовки многокилометровых набережных Невы, Фонтанки, Мойки и мостов через них. Он также участвовал в проектировании интерьеров строившихся и уже построениях тогда дворцов и усадеб. Одним из ранних сооружений Фельтена является корпус Александровского института (ул. Смольного, 3), «корпус училища мещанских девушек» (1765—1775).

Старый Эрмитаж (Дворцовая наб., 34) был построен в 1771—1781 годах. Он воздвигнут на фундаментах старых сооружений начала XVIII века и функционально связан с Малым Эрмитажем, над которым Фельтен работал совместно с Валлен-Деламотом. Фельтен проектировал корпус Малого Эрмитажа, выходящий на Б. Миллионную и висячий сад, связывающий оба корпуса. Позже Фельтен создал переходную галерею над аркой, связывавшей Старый Эрмитаж и кваренговский Эрмитажный театр. Арка над Зимней канавкой придала особую живописность всему комплексу на набережной Невы (дома 32, 34, 36).

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ