КЛАССИЦИЗМ КОНЕЦ XVIII ВЕКА – Часть 4

Опубликовано: Сентябрь 3, 2012

Чуть раньше по проекту Фельтена были построены Армянская церковь (Невский пр., 40), Лютеранская церковь св. Анны (ул. Кирочная), Лютеранская церковь св. Екатерины (В. О., Большой пр., 1). В декоративном убранстве этих сооружений остались некоторые элементы барокко. Совместно с В. И. Баженовым Фельтен в 1780 году работал над Каменноостровским дворцом. Совместно с Д. Кваренги Фельтен работал над домом Губернских присутственных мест (Адмиралтейский пр., 6). По рисунку Фельтена был вырублен из цельного «гром-камня» пьедестал для монумента Петру I. В 1784 году Фельтен совместно с П. Е. Егоровым создал знаменитую ограду Летнего сада — яркий и совершенный пример русского классицизма.

Особняком стоят сооружения Фельтена на юге Петербурга — Чесменский дворец (ул. Гастелло, 15) и Чесменская церковь (ул. Ленсовета), где использована произвольная трактовка псевдоготических мотивов. Эти примеры можно рассматривать как зарождение предромантических течений в архитектуре Петербурга. Кстати, Чесменский дворец был задуман как путевой дворец для кратковременных остановок на пути в Царское Село, где различных аттракционных мотивов в создании садово-парковых сооружений было много.

Живший чуть позже Дж. Кваренги (1744—1817) был в тот период наиболее плодовитым архитектором. Его творения являются типичными примерами палладианства. Они проникнуты спокойным величием и холодноватой монументальностью. Из ранних сооружений Дж. Кваренги сохранились Дом Салтыкова (начало 1780-х годов, Дворцовая наб., 4) и «Серебряные ряды» (Невский пр., 31—33), здание Коллегии иностранных дел (Английская наб., 32), Круглый рынок (наб. реки Мойки, 3), Колокольня Владимирской церкви (Владимирская площадь). В 1783 году Кваренги построил здесь трехъярусную колокольню (четвертый ярус надстроил Ф. Руска спустя 60 лет).

Тогда же неутомимый Кваренги, приехавший в Россию в 1780 году, очень активно включился в работу: воздвиг Юсуповский дворец (наб. Фонтанки, 115), дом Дашковой «Кирьяново» (пр. Стачек, 45), Мальтийскую капеллу при Воронцовском дворце (Садовая ул., 26), Корпус «Кабинета» у Аничкова дворца (наб. реки Фонтанки, 31). Главные творения Кваренги были осуществлены в самом конце XVIII века и в первые годы следующего столетия. Важнейшей его работой явилось здание Эрмитажного театра (Дворцовая наб., 32), завершившего дворцово-эрмитажный комплекс на набережной Невы. В эти же годы были построены здания Ассигнационного банка (Садовая ул., 21) и Академии наук (Университетская наб., 5), Новобиржевой Гостиный двор (Менделеевская ул., 5), Конногвардейский манеж (Конногвардейский бульвар, 2), здание Екатерининского института (наб. реки Фонтанки, 46).

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ