АМПИР НАЧАЛО XIX ВЕКА – Часть 1

Опубликовано: Сентябрь 6, 2012

Ампир, являвшийся как бы высшей стадией развития русского классицизма, был востребован на новом историческом этапе развития страны и Петербурга. Он был нужен для прославления государственного могущества России, для выражения патриотических чувств. Архитектура крупных общественных зданий (а также дворцов, усадеб, домов, павильонов) была подчеркнуто парадной и монументальной. Важной характерной чертой ампира было взаимодействие зодчества с монументальной скульптурой. Это взаимодействие раскрывало и конкретизировало идейно-образное содержание сооружения. Ампир — по-французски империя.

Собственно, это была все та же классическая ордерная система, но чуть более выразительная по пропорциям и соотношениям элементов, с чуть более напряженно нарисованными профилями архитектурных деталей: полочки, гуськи, каблучки карнизов, эхины и валюты капителей и т. д. В предыдущий период архитектура зданий часто напоминала своей классической правильностью и чертежной суховатостью Учебник Палладио (в их число не входили, конечно, произведения таких мастеров, как Старов, Баженов, чья архитектура проникнута особой теплотой и человечностью, например Таврический дворец).

В ампире, внешне очень похожем на классицизм конца XVIII века, ощущалась сила индивидуальности, некая акцентированность, мужественность (даже и в тех случаях, когда ордер не был дорическим или тосканским, а именно они считались выражением мужественности). Но, главное,— классическая ордерная система в ампире была органично совмещена с монументальной скульптурой — и объемной, и барельефной, и фигурной, разнообразно орнаментальной, но всегда парадно-величавой и строгой. Синтез архитектуры и скульптуры достиг в этот период высокого уровня.

Ранее скульптурные шедевры XVIII века, монументы Петру Великому, созданные Э. Фальконе и Б. Ф. Растрелли, играли самостоятельную роль организующих пространство акцентов.

Ампир продемонстрировал синтез двух видов искусств. Рядом и совместно с плеядой выдающихся зодчих в создании замечательных архитектурных творений участвовали видные скульпторы. В некоторых случаях (храмовые сооружения) можно говорить о синтезе трех искусств.

Замечательным представителем стиля ампир был А. Н. Воронихин (1759-1814). В 1801 году он вместе со скульптором М. Козловским создал монумент Суворову на Марсовом поле (впоследствии монумент был перенесен ближе к Неве).

В 1806—1808 годах по проекту Воронихина было построено монументальное здание Горного института. Талантливо нарисованный и исполненный автором мощный двенадцатиколонный портик тосканского ордера, поддерживающий могучий тяжелый фронтон, оставляет очень сильное эстетическое впечатление, говорящее и о назначении, и о державном характере эпохи. В содружестве с архитектором работали скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ