Главный зодчий Петербурга Карл Росси. Мастер ансамблей – Часть 12

Опубликовано: Сентябрь 7, 2012

Наконец, 17 апреля 1819 года следует повеление о создании «Комиссии для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу», и он, Росси, член этой Комиссии. Значит, пришелся по вкусу заказчикам этот его проект.

Верные помощники архитектора принялись набирать рабочую силу. Ежегодно в апреле — мае из российских губерний приходили в столицу десятки и десятки тысяч мужиков. Гнала их жестокая надобность внести оброк помещику. Изнуренные дальним и трудным путем, они являлись нередко уже в болезненном виде и, что еще хуже, — без твердой уверенности найти себе сразу заработок и желанный, кусок хлеба. Сначала следовало явиться на Театральную площадь в Контору адресов, чтобы получить вид на временное проживание в столице — билет. Только после этого можно было отправляться на «биржу». Их существовало несколько: плотники и каменщики толпились на Сенной площади, землекопы и разнорабочие — у Синего моста на Мойке и на углу проспектов Невского и Владимирского. Нанимали не всякого, а с разбором, с расспросом, откуда родом: издавна считали, что лучшие каменотесы — из Олонецкой губернии, каменщики — из Ярославля, плотники — из губернии Владимирской.

Пока подрядчики отбирают лучших землекопов, каменщиков и плотников, Карл Иванович делит свое время между Елагиным дворцом и Марсовым полем. Еще в прошлом, 1818 году замыслил он связать воедино Третий Летний сад с просторной площадью и полноводной Невой. В случае успеха с реки откроется прекрасный вид на стоящий вдали дворец. План необычный и очень интересный. Простор площади с востока ограничивает зеленая стена Первого Летнего сада, с запада — казармы лейб-гвардии Павловского полка, строение которых завершает В. Стасов, с севера — служебный корпус Мраморного дворца, дом графов Салтыковых и между ними обелиск в честь побед генерал-фельдмаршала П. Румянцева. С юга на берегу Мойки — памятник Суворову.

Ю. Овсянников