АМПИР НАЧАЛО XIX ВЕКА – Часть 3

Опубликовано: Сентябрь 11, 2012

Захаров, разработавший планировку Васильевского острова, поручил проектировать и строить Биржу Тома де Томону. Выбор оказался правильным. Пространственный размах композиции, безукоризненность силуэта, совершенство пропорций мощных колоннад Биржи сделали весь ансамбль памятником архитектуры мирового значения. В скульптурном оформлении принял участие резчик по камню С. Суханов. Завершение ансамбля произошло уже после смерти и Захарова, и Томона. Фланкирующие корпуса таможни и складов осуществлял Д. Лукини под руководством К. Росси.

Тома де Томон создал несколько фонтанов на Пулковском шоссе. Он также участвовал в разработке интерьеров многих дворцов и усадеб.

Градостроительное начало особенно сильно проявилось в творчестве К. Росси (1775—1849). Вместе с инженером Бетанкуром и архитектором Стасовым К. Росси с 1816 года возглавлял Комитет строений и гидравлических работ и контролировал целенаправленную и планомерную застройку города. Росси создавал ансамбли, преобразуя огромные территории и пространства, результатом чего явились необыкновенно богатые по формам и композиции архитектурные панорамы с включением отдаленных объектов. У К. Росси ампир как стиль проявился не только в прорисовке деталей и оснащении архитектурных форм скульптурными элементами, но и в особо мощном, державном размахе и богатстве композиции. Чего стоит хотя бы грандиозная дуга фасада Главного штаба и организация Дворцовой площади.

Здание Главного штаба с Триумфальной аркой было сооружено в 1819—1823 годах. В скульптурном оформлении принимали участие С. Пименов и В. Демут-Малиновский.

Строительством Михайловского дворца в 1819— 1825 годах была композиционно определена Михайловская площадь (современная пл. Искусств).

К. Росси был автором многих зданий, относящихся к ансамблю площади Искусств,— дом Виельгорского, дом Голенищева-Кутузова (пл. Искусств, 3 и 4), костел св. Екатерины (Итальянская ул.), дом Яковлевой (Садовая ул., 5). В создании дворца участвовали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Скотти, Б. Медичи. Здания Сената и Синода (1829—1834), возведенные на месте малозначительных сооружений, организовали композицию Сенатской площади. Росси настолько выразительно решил центральную часть фасада с аркой над Галерной улицей — сильные выступы с парами колонн, раскреповка антаблемента над ними, свободно стоящие скульптуры над раскреповкой, лепной фриз в аттике, венчающая скульптурная группа — что все это придало архитектуре ощущение почти барочной пышности и богатства форм. Здесь скульпторами были С. Пименов,

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ