АМПИР НАЧАЛО XIX ВЕКА – Часть 6

Опубликовано: Сентябрь 20, 2012

Г. Фосатти. Дом Юсупова (Невский пр., 86).

С. Л. Шустов. Каменноостровский театр (наб. Крестовки, 10).

Наиболее значительным зодчим конца ампирного периода был О. Монферран (1786—1858), автор домов Лобанова-Ростоцкого (Адмиралтейский пр., 12), Демидова (Б. Морская ул., 43), Гагариной (Б. Морская ул., 45 — совр. Дом композиторов), Монферрана (наб. реки Мойки, 86).

Ампир, как правило, связан с темой, с задачей. Поэтому самые яркие выражения он находил в крупных общественных сооружениях. О. Монферран в 1829 году разработал и утвердил в высших инстанциях проект Александровской колонны, посвященной победе России в войне 1812 года. В 1834 году самая большая в Европе Триумфальная колонна, выполненная из монолитного гранита, уже стояла на Дворцовой площади, окончательно завершив ансамбль. Скульпторами были П. Свинцов, И. Леппе, Б. Орловский.

Последним выдающимся архитектурным памятником стиля ампир был Исаакиевский собор. Он стал самой значительной доминантой города и объединил все центральные площади в единый грандиозный ансамбль.

Собор воздвигался на месте недолго просуществовавших первоначальных вариантов Чевакинского, Ринальди, Бренны. Строительство нового последнего варианта началось по проекту О. Монферрана в 1818 году и длилось 40 лет. Оно закончилось уже в другую эпоху. Стиль ампир продолжался в одном сооружении. Вокруг собора вырастал город с уже другой архитектурой. Исаакий оставался неизменным. В его создании принимали участие многие проектанты и исполнители. Среди них скульпторы — И. Витали, Н. Пименов, А. Логановский, П. Клодт; художники — К. Брюллов, Ф. Бруни, П. Басин, В. Шебуев.

Исаакиевский собор — одно из грандиознейших сооружений мировой архитектуры. Огромный по размерам, по богатству и разнообразию материалов, по многотрудности и сложности решения инженерно-технических задач, он был по своим архитектурным качествам и апофеозом стиля ампир, и его закатом. Некоторая чрезмерность в пышности общей композиции и отдельных декоративных деталей, некоторые не совсем выверенные по своим размерам и пропорциям части сооружения, некоторая несомасштабность колоннад на разных уровнях свидетельствуют о не совсем внимательном отношении к принципам классицизма, об их забвении. А ведь основными чертами классицизма (и, в частности, ампира) на протяжении десятков лет были точная выверенность пропорций, сомасштабность частей, логичность компоновки архитектурных форм.

Под стать Исаакиевскому собору — воздвигнутый в 1859 году памятник Николаю I. Проект пьедестала под конную статую создал О. Монферран. Красивый по силуэту памятник несколько измельчен и сложен по композиции и обладает эклектическими чертами — признаками грядущей новой архитектурной эпохи.

Последние работы Монферрана являются скорее выражением торжества империи, чем торжества классической гармонии.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ