РОМАНТИЗМ. СТИЛИЗАТОРСТВО – Часть 1

Опубликовано: Сентябрь 21, 2012

Наряду с этим в настроениях общества появились стремление к романтизму и интерес к национальным традициям своего и других народов.

Романтизм в это время ворвался в русскую литературу. Публика зачитывалась переводами Вальтера Скотта и Виктора Гюго. Русские писатели тоже отдали дань романтизму — А. С. Пушкин в позднем творчестве, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, О. И. Сенковский, Н. И. Кукольник, В. П. Бенедиктов. В изобразительном искусстве романтизм проявился в творчестве К. П. Брюллова, А. О. Орловского, Ф. А, Бруни. У зодчих также появилась направленность к фантазийности, что являлось одним из слагаемых романтизма, а также внимание к изучению и освоению различных национальных мотивов. Стали воплощаться в материале многочисленные некрупные сооружения и объекты в стиле и неоготики, и «шинуазери» (китайские мотивы), и мотивы древнеегипетского искусства, и «мавританские», и «турецкие» мотивы.

С Египтом, с искусством Древнего Египта Россия и Европа познакомились в начале XIX века, после наполеоновских походов и исследований Шампольона. В Петербург были привезены два гранитных изваяния сфинксов, найденных при раскопках. Архитектор К. А. Тон, проектировавший в 1832 году пристань на набережной Невы напротив Академии художеств, установил сфинксов на пьедесталы по краям широкого лестничного спуска. Это вызвало вспышку интереса к египетским мотивам. Их стали чаще использовать в декорировке интерьеров.

Широкого распространения в Петербурге эти направления, и в частности восточные мотивы, не получили: и климат не тот, и градостроительная дисциплина еще действовала. Но появилось много павильонов в парках, много интерьеров в нео – и псевдостилях. Серьезным направлением в архитектуре тех десятилетий являлось привлечение русских и русско-византийских мотивов. В основном это были культовые сооружения, которые, к сожалению, спустя сто лет были уничтожены советским режимом.

Рассматриваемый период — это ранний этап эклектики. Его можно определить как романтическое ретроспективное стилизаторство. Архитекторы выбирали исторические прототипы и использовали их приемы и формы в проектах своих сооружений. Привлечение прототипов должно было ассоциативно раскрывать назначение и характер здания. Для православных храмов привлекались формы древнерусского и византийского зодчества. Для католических церквей — готика, для общественных зданий античность, ренессанс, а для дворцов и особняков ренессанс и барокко.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ