РОМАНТИЗМ. СТИЛИЗАТОРСТВО – Часть 2

Опубликовано: Сентябрь 22, 2012

И до этого были случаи отклонения от ведущего стилевого направления. Например, Чесменский дворец и Чесменская церковь яркого классициста Ю. М. Фельтена. Эти сооружения были предтечей романтизма и стилизаторства. Они были созданы во время становления и расцвета русского классицизма за много десятилетии до эпохи эклектизма И в Москве в те же времена корифеи классицизма В. И. Баженов, М. Ф. Казаков отдавали дань романтизму (по воле властительной заказчицы). В течение ряда лет они занимались строительством усадьбы «Царицыно» для Екатерины II в так называемом «русско-готическом» стиле.

В переходный период от ампира к эклектике одним из первых зодчих-классиков, отошедших от существовавших канонов, был А. П. Брюллов. В архитектуре зданий Лютеранской церкви св. Петра (Невский пр., 22—24) зодчий использовал нетрадиционные приемы и формы. Эстетически прекрасная архитектура сооружения далека от классицизма. Это романтическая стилизация романского стиля. А. П. Брюллов построил в 1840 году в готическом стиле Шуваловскую церковь в Парголове. Примеры неоготики можно найти в Екатерингофском, Царскосельском, Петергофском парках. Их авторы О. Монферран, А. А. Менелас, И. А. Иванов, И. И. Шарлемань, Н. Л. Бенуа и другие. Многие архитекторы, пользуясь свободой выбора и идеологией «антиканонизма», пробовали себя в имитации стилей, свойственных различным эпохам и национальным культурам, результатами явились более или менее удачные стилизации.

Любая имитация художественного произведения — подделка, которая по природе своей не может обладать неповторимыми и едва уловимыми качествами оригинала. Древнегреческий Парфенон — это оригинал, который не может быть клонирован.

То же самое можно сказать о стилизации древнерусской архитектуры. Древнерусская церковь — это рукотворное художественное произведение. Ему присуще множество нюансов в пропорциях, в ритмических построениях композиции, в отступлении от сухих геометрических и математических параметров. Сумма этих нюансов и обуславливает то поэтическое очарование, которое мы ощущаем в архитектурных памятниках древнего Новгорода, Пскова…

Древнегреческий Парфенон был тоже рукотворен. Поэтому, строго говоря, все теоретики и практики архитектуры, наследовавшие и изучавшие античность, измерявшие ее циркулем, искавшие законы гармонии, укладывавшие ее архитектурные формы в определенные схемы,— все они, включая великих Альберта, Виньолу, Палладио, были в известной мере стилизаторами. Они, как пушкинский Сальери, «поверяли гармонию алгеброй» и творили после этого по выработанным ими правилам.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ