РОМАНТИЗМ. СТИЛИЗАТОРСТВО – Часть 3

Опубликовано: Сентябрь 22, 2012

Но таков архитектурно-исторический процесс: от оригинала — через повторение — к стилизации, иногда с переосмысливанием художественного содержания. В других видах искусства стилизация — это также и обобщение с целью превращения объекта в мотив узора, орнамента. Многие архитекторы работали в разных неостилях, используя различи исторические прототипы.

Новая эпоха дала новые имена. Имена зодчих и названия новых стилей или, вернее сказать, стилевых направлений и модификаций — необарокко, неоренессанс, неоготика, неогрек, новый русско-византийский стиль и др. Строгие ревнители чистоты были склонны заменять приставку «нео» на «псевдо».

Крупнейшей фигурой был А. И. Штакеншнейдер (1802—1865) — очень плодовитый зодчий времен романтического стилизаторства. В 1839—1844 годы по его проекту строится Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6). Архитектура его богата и разнообразна. В ней использованы мотивы классицизма, однако чувствуется влияние нового времени — нет классической лаконичности форм и унифицированности деталей, появилась усложненность декора, двойная каннелюровка колонн и пилястр, измельченность рустовки и др. Применено много технических новшеств — несгораемые перекрытия, металлические балки и стропила и др. Стержнем планировочно-пространственной композиции является анфилад парадных помещений, расположенных прямо по центральной оси здания, а не как обычно — параллельно главному фасаду. Зимний сад в конце анфилады впоследствии был перестроен в зал заседаний Государственного совета. В работе над интерьерами принимали участие живописец А. Виги, скульптор Д. Иенсен.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ